Н. Ю. Посталюк
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СИСТЕМ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
РеспубликаТатарстан. г. Казань. Региональный Центр
образования
Поволжья
при ИССО РА О
Общенаучное понятие "инновация" определяется
как целевое изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это
могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и
элементах системы. Понятие "инновация" впервые появилось в
исследованиях культурологов в XIX в. и означало введение элементов одной
культуры в другую. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было
представлено в начале XX в. выдающимся экономистом И. Шумпетером, который
анализировал "новые комбинации" изменений в развитии экономических
систем (1911 г.) Несколько позже, в ЗО-е гг. И. Шумпетер и Г. Менш ввели в
научный оборот и сам термин "инновация", который сочли воплощением
научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт
"инновация" и сопряженные с ним термины "инновационный
процесс", "инновационный потенциал" и другие приобрели статус
общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили
понятийно-терминологические системы многих наук.
В педагогике рассматриваемая проблема и,
соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом исследования в 1980-е
гг. Термины "инновация в образовании" и "педагогическая
инновация". употребляемые как синонимы, научно обоснованы и введены в
категориальный аппарат педагогики И. Р. Юсуфбековой, в чьих работах
педагогическая инноватика рассматривается особой самостоятельной отраслью
педагогических наук, имеющей собственный оригинальный объект, предмет и методы
исследования. Автор выделяет неологические, аксиологические и праксиологические характеристики сложного и
многоаспектного понятия "педагогическая инновация".
Инновационный процесс представляет собой
совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие. идея
превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Таким
образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а
также формирует систему управления этим процессом. и есть инновационная
деятельность.
Нововведение при таком рассмотрении
понимается как результат инновации, а инновационный процесс включает в себя, по
крайней мере, три этапа: генерирование идеи (в определенном случае - научное
открытие), разработка идеи в прикладном аспекте, реализация нововведения в
практике.
Нововведение может рассматриваться и в
процессуальном плане
- как процесс доведения научной идеи до
стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в
социально- педагогической среде.
Инновации в образовании считаются
новшествами, специально спроектированными, разработанными или "случайно
открытыми'' в порядке педагогической инициативы. При этом в содержание
"новшества'' включают и научно-теоретическое знание определенной новизны
(В. М. Полонский), и новые эффективные образовательные технологии (В. Л.
Беспалько. В. В. Сериков), и выполненный в виде технологического описания
проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению
(Н. Л. Гузик), Нововведения - новые качественные состояния
учебно-воспитательной практики могут иметь место при внедрения в практику
достижений педагогической и психологической наук (А. А. Арламов), при
использовании передового педагогического опыта (Я. С. Турбовский).
В зависимости от функциональных возможностей
все педагогические нововведения можно разделить на:
· нововведения - условия, обеспечивающие эффективный
образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные
образовательные среды, социокультурные условия и т. л.),
· нововведения-продукты (педагогические
средства, технологические образовательные проекты и т. д.);
· оргуправленческие нововведения
(качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих
процедурах, обеспечивающих их функционирование).
Инновации дифференцируются: в содержании
образования: в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной
системы: в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в
системе педагогических средств и т. д.
По масштабности и социально-педагогической
значимости можно выделить инновации: федеральные, региональные,
субрегиональные. предназначенные для образовательных учреждений определенного
типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
Все образовательные нововведения можно
классифицировать по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню
инно- вационности. В таком ракурсе представляется возможным выделить восемь
рангов или порядков инноваций:
Инновации нулевого порядка - это практически регенерирование первоначальных
свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее
элемента). Инновации первого порядка характеризуются количественными
изменениями в системе при неизменном ее качестве. Инновации второго порядка
представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения
(например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение
последовательности, правил их использования и др.). Инновации третьего
порядка адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях
без выхода за пределы старой модели образования. Инновации четвертого
порядка содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие
качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы,
обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей. Инновации
пятого порядка инициируют создание образовательных систем "нового
поколения'' (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы). В
результате реализации инноваций шестого порядка создаются
образовательные системы “нового вида” с качественным изменением функциональных
свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа. И,
наконец, инновации седьмого порядка представляют высшее, коренное
изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной
функциональный принцип системы. Так появляется "новый род"
образовательных систем.
Нетрудно заметить, что только последние три
ранга инноваций характеризуются действительно системными нововведениями и могут
претендовать на статус инновационных образовательных систем. Очевидно, что на
практике они встречаются крайне редко.
По аналогии с принципами функционирования
сложных систем (общая теория систем) можно сформулировать основную
закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше
требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.
В педагогической литературе сложилось
достаточно распространенное представление о нововведениях как дискретных
состояниях образовательной системы или ее отдельных компонентов. Инновации
представляются “разовыми” процедурами, планируемыми и осуществляемыми после
возникновения научной идеи, внедряемыми в педагогическую практику. В то же
время в исследованиях последних лет, посвященных социокультурным инновациям (И.
И. Лапин. А. И. Пригожин и др.), активно разрабатывается концепция
инновационных процессов в статусе непрерывного обновления соответствующей
системы, происходящего вследствие целенаправленного накопления инновационного
потенциала. В этой научной школе инновационное есть объективно обновляющееся через
механизмы саморазвития системы.
Ретроспективный анализ эволюции
образовательных систем Поволжья с точки зрения динамики их обновления позволяет
констатировать, что в силу многих исторических обстоятельств в регионе не воз-
никло инновационное (т. е. объективно обновляющееся) образование. Многие годы развитие образовательных систем
определялось экзогенными (внешними по отношению к системе) факторами, что, не
позволило обеспечить необходимые темпы этого развития. В то же время научный
потенциал Поволжского региона по многим направлениям соответствует мировому
уровню и поэтому может стать основой "выращивания" инновационной
сферы в образовании.
Анализ невосприимчивости к инновациям
образовательной сферы позволил выделить несколько уровней ее причин:
1. Стратегический
уровень. На этом уровне причины неинновационности определяются
особенностями административно- командного механизма управления образованием
(безраздельная централизация, реформирование "сверху'' и т. д.).
следствием которого выступала полная незаинтересованность в нововведениях
"на местах", несформированность базы саморазвития образовательных
систем.
2. Уровень
образовательных систем. Причинами невосприимчивости образования к
нововведениям на этом уровне долгие годы были (и в какой-то мере остаются
сегодня): ведомственный монополизм управленческих структур в образовании,
неразвитость в регионе основных элементов обеспечения инновационного цикла (
информационной инфраструктуры, малых инновационных форм и т.д.);
унификации образовательных структур на всех уровнях; “закрытость”систем
образования внутри социокультурной сферы; отсутствие “посреднеческих”
организаций между наукой и практикой образования; невосприимчивость к
инновациям кадров высшей квалификации, в особенности- оргуправленцев в образовании.
3. Уровень образовательного учреждения. На этом уровне совокупность причин неинновационности
включает в себя, прежде всего, отсутствие у практических педагогических
работников, в том числе, руководителей образовательных учреждений,
психологической готовности к нововведениям. По нашему мнению, в современных
условиях это - одна из главных причин невостребованности многих научных идей в
практике образования.
Наши исследования показали, что феномен
готовности к нововведениям представляет из себя такое личностное проявление
творческого стиля деятельности педагога, в котором своеобразным
образом сочетаются антиконформизм интеллекта, личностная направленность
(стремление, потребность реализовать новые педагогические идеи). практические
умения осуществлять новые способы и формы профессиональной деятельности. Этот
аспект творческой педагогической деятельности можно условно назвать
"вторичным творчеством", без которого, конечно, не может быть в
полной мере реализовано творчество "первичное" (идея, проект,
теоретическое решение проблемы).
Обсуждаемый феномен готовности к
нововведениям в обобщенном плане без "привязки" к
образовательному контексту, выступал предметом исследования в психологии. В
известной мере подходы к анализу этой проблемы были заложены в работах Б. М.
Теплова. В частности, в исследовании "Ум полководца" он
проанализировал различия "теоретического ума" и "практического
ума", доказал на примере работы политического деятеля и полководца: высшие
формы практической творческой (а значит, инновационной) деятельности требуют
особого сочетания интеллектуальных качеств, воли, настойчивости, быстроты
ориентировки в различных ситуациях.
Анализ образовательных систем с позиций
формирования инноваций и инициативных (нецентрализованных) нововведений
показал. что их возникновение подчиняется более общим законам социокуль- турных
укладов. Новый "укладный" переход становится возможным только в
случае формирования в предыдущем укладе всех предпосылок для возникновения
нового уклада, в том числе - инновационной сферы.
Исходя из этого, можно сформулировать
основной методологический принцип проектирования инновационной образовательной
деятельности на региональном уровнен вначале изучаются возможности, условия
возникновения элементов инновационной сферы в существующей системе управления
образованием в регионе и системные противоречия, затем на базе выявленных при
анализе элементов инно- вационных отношений в регионе (субрегионе),
использовании Феде- зального и мирового опыта обосновываются пути развития
инноваци- энных образовательных систем.
Логика проектирования инноваций в сфере
образования региона предполагает "выращивание" инновационной сферы на
основе научно- образовательного комплекса региона из инновационных элементов,
объективно возникших в регионе и "закрепленных" в форме
экспериментальных площадок. Очевидно, что для работы в таком режиме необходим
замкнутый управленческий цикл, включающий в себя анализ, целеполагание,
планирование, программирование, организацию, системный мониторинг, коррекцию
инновационных процессов в регионе по результатам обратной связи. Управление
необходимо не только для того, чтобы предусмотреть все инновационные
возможности, сконцентрировать научно-педагогические и материально-технические
ресурсы, но и с целью минимизации риска неправильного выбора.
Инновации высших рангов, (системные
образовательные инновации) требуют создания систем стратегического и
тактического управления инновациями и, возможно, разделения этих функций между
субъектами управления разного уровня.
Инновационные процессы создают потребность
соединения в регионе: деятельности научных учреждений, инновационных банков,
информационных бирж, маркетинговых и посреднических фирм организация
"ярмарок образовательных услуг", выставок, консультационных
образовательных центров и фирм, региональной системы научно-педагогической
информации.
Представляется необходимым создание
"инициативных" форм связи науки с практикой, в том числе, в
неформальных, "клубных" вариантах организации. Эффективными с этой точки
зрения являются консорциумы науки и образовательных учреждений различного
уровня, объединенные задачей подготовки специалиста, что оптимизирует цепочку
"от идеи до внедрения" совмещением позиций исследователя- ученого и
педагога-практика. Аналогом такого консорциума выступает социально-юридический
институт при ИССО РАО.
Перспективная модель управления
инновационными процессами в Поволжье может включать в себя:
·
Региональный фонд
образовательных инноваций, в задачи которого входят стимулирование и поддержка
образовательных инициатив;
·
Региональный центр
образования Поволжья с функциями межотраслевой научной и посреднеческой
организации, обеспечивающей взаимодействие в рамках науки и образования
региона.