Измерение ретестовой надежности цвета
социометрического теста
Дипломная работа
Студентки 5 курса
факультета психологии
Микулицкой Екатерины Матвеевны
Научный руководитель
Кандидат психологических наук
Яньшин Петр Всеволодович
Допускаю к защите
……………………
Работа защищена на заседании
Государственной экзаменационной комиссии
С оценкой ………..
Председатель ГЭК
……………………
Самара 1998
Оглавление:
Введение
*Обоснование актуальности разработки.
*Цель исследования
*Объект исследования
*Задачи иследования.
*Гипотезы исследования
*Описание метода исследования
*Предмет разработки
*Предполагаемые параметры интерпретации
*Пока не знаю
*Социометрия.
*Проблема группы в социальной психологии.
*Природа психологических тестов и их применение.
*Место личности в групповом процессе. Ййй- список
*Конформизм.
*Цвета.
*Описание результатов исследования.
*Коэффициент корреляции.
*Проективные методики: рассказ, рисунок, ролевая игра.
*
Обоснование актуальности разработки.
Класс - это среда, где ребенок должен проводить основную долю времени вне дома. Эмоциональный климат в классе - это тот благоприятный либо стрессогенный фон, на котором разворачивается основная деятельность ребенка в школе. Не требует доказательств то, что эффективное усвоение материала возможно только в благоприятной эмоциональной атмосфере, особенно если поток информации весьма велик. Еще в большей степени это справедливо для развития творческого потенциала и стимуляции интеллектуальной активности.
Вместе с тем класс - это новая референтная группа, формирующая, изменяющая и закрепляющая особенности Я-концепции ребенка: его самооценку, уверенность либо неуверенность в себе, склонность к замкнутости либо открытости, агрессивность либо доброжелательность, конформность либо экстремизм поведения, основы которых закладываются в родительской семье. По данным исследований основателя "групп личностного роста", К.Роджерса, доброжелательный, теплый эмоциональный климат способствует благоприятным изменениям в искаженном Я-образе. С другой стороны, именно адекватная самооценка, а не навыки социального взаимодействия или благоприятные семейные условия - главный фактор успешной адаптации подростка в обществе.
В настоящее время главное внимание разработчиков обучающих программ сосредоточено на организации технологии усвоения знаний и работе с информацией. Это просто демонстрируется соотношением удельного веса контролирующих методик, направленных на мониторинг усвоения знаний или конфортность социально-психологического климата в классе. На одну чашу весов ложатся все журнальные текущие оценки, контрольные по темам, четвертные и годовые оценки. На вторую - головная боль учителя и латентная астенизация учеников. Любые утверждения о гуманизации образования декларативны, если концепция не имеет четких критериев контроля эмоциональной конфортности программы для ученика. Но до настоящего времени это требование являлось невыполнимым, поскольку в распоряжении психолога (и педагога) нет компактной и технологичной методики комплексного измерения параметров эмоционального климата класса.
Немаловажным фактором, влияющим на психологический климат класса, является личность учителя: его доброжелательность, самооценка, тревожность, склонность эмоционально поддержать либо унижать учеников, умение наладить контакт не на информационном, а на эмоциональном уровне. Как эмоционально воспринимается учитель учениками? Каково качество и интенсивность его эмоционального воздействия на класс? На сколько он внимателен к психологическим особенностям учеников и к каким именно? В какой мере его симпатии и антипатии разделяются учениками и кем именно? Как все это сочетается с самооценкой учеников, их взаимными симпатиями, суммарной тревожностью в классе и самой привлекательностью этого учителя? Эти вопросы призваны раскрыть существенные стороны
источников и динамики эмоционального климата класса. В настоящее время для ответа на них в отношение только одного класса потребуется длительное и дорогостоящее исследование.Все перечисленное обосновывает актуальность предлагаемой к разработке методики "цвето-социометрический тест
"Целью данного исследования является выявление надежности тестовых показателей методики “цвето – социометрического теста”.
Объектом исследования являются ученики первого, второго, пятого, восьмого и одиннадцатого классов.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что существует связь между надежностью данной методики и изменением с возрастом испытуемых.
Предмет разработки: разработка процедуры исследования и автоматизированной обработки данных по изучению комплекса параметров эмоционального климата класса (педагогического коллектива). В качестве объекта изучения может выступать любая группа знакомых друг с другом людей от 9 до 50 человек и возрастом, ориентировочно, от 5 до 65 лет. В основе процедуры измерения лежит методический прием косвенного семантического шкалирования посредством взаимной цветовой оценки участников группы. Процедура обработки предполагает возможность сравнения между собой данных любой группы, вне зависимости от возраста и количества членов, в едином семантическом пространстве эмоциональных оценок.
Методика совмещает ряд особенностей социометрического исследования с особенностями метода групповой оценки личности, где главным критерием оценки служит эмоциональное отношение. В отличие от распространенного социометрического теста и социологического опроса, основанных на прямом выборе, предлагаемая методика выгодно отличается невозможностью опрашиваемого сознательно контролировать результат, т.е. защищена от намеренного искажения результата. Ориентировочное время для опроса одного ученика - 5-7 минут, в зависимости от величины класса.
Социально-психологические методы не захватывают уровень индивидуального эмоционального состояния, а психодиагностический инструментарий "не видит" структуру отношений в группы. Это затрудняет комплексное исследование эмоциональной экологии группы.
Полная структура эмоциональных аттитюдов должна включать отношения к: (1) членам группы, (2) самому себе (самооценку), (3) ведущей деятельности группы, (4) формальной структуре группы. Важен также анализ эмоционального состояния каждого члена группы (5), эмоциональной структуры группы, и ее количественных параметров (согласованности). Необходимым требованием является сопоставление данных в едином семантическом пространстве, что должно обеспечиваться валидностью оценочного конструкта, применимого к каждому из объектов (Дж. Келли).
Всем этим требованиям удовлетворяет разрабатываемая нами методика "Цвето-социометрия". В основе процедуры лежит методический прием косвенного семантического шкалирования посредством взаимной цветовой оценки членами группы друг друга. Материалом служит 8-цветовой набор теста М.Люшера (аналогично ЦТО А.Эткинда). Цветовые оценки преобразуются в равностороннюю матрицу ранговых оценок, характеризующую имплицитную структуру эмоциональных предпочтений. Суммы по столбцам и строкам этой матрицы определяют статус эмоционального лидерства и доброжелательности; диагональ - индивидуальную самооценку. Корреляционный, факторный и кластерный анализ предоставляют уникальные количественные и структурные характеристики группы. В сочетании с диагностическими возможностями теста Люшера, это формирует картину эмоционального состояния группы и ее членов, отношения к предмету деятельности, и влияния на них личностных и стилевых характеристик руководителя.
Корреляционный анализ взаимных оценок с последующей кластеризацией предоставляет характеристики эмоциональной референтности, эмоциональной "включенности" в группу, конформности или эмоциональной отгороженности", а также общей согласованности оценок. Достаточно легко определяются "группировки" и дети, плохо адаптированные в учебный коллектив. Если с классом работает группа учителей, мы имеем характеристики их слаженности и широкий перечень рейтинговых показателей, сопоставимых с таковыми у учеников. По отношению к учителям, классу, школе и отдельным предметам можно точно определить отношение детей к учебному процессу.
Уникальным качеством метода является нечувствительность к различиям в возрасте, что позволяет получать полностью сравнимые результаты на разных возрастных группах, начиная со старших групп детского сада. Тест также нечувствителен к ретестированию, а методический прием защищает результаты от фальсификации.
Проведенные к настоящему моменту исследования валидности ЦСМ выявили высокую корреляцию рейтинга эмоционального предпочтения с социометрическим статусом, а также значимые различия между обследованными классами по ряду параметров эмоционального благополучия: суммарной самооценке, эмоциональной напряженности, гомогенности эмоционального предпочтения, геторооценке, что позволяет использовать тест для мониторинга. В качестве исследовательского инструмента ЦСМ позволил выявить характерную динамику этих параметров. Например, рост самооценки учеников от первого к третьему классу, что соотносится с одновременным уменьшением эмоциональной напряженности, и резкое падением и рост напряженности в пятом классе. Получены также интересные данные по взаимовлиянию ряда личностных характеристик учителя и эмоционального состояния класса, а также выделен особый коммуникативный параметр: "эмоциональная чуткость" учителя, коррелирующий с такими параметрами, как конформность пребывания в классе (по экспертной оценке завуча) и суммарной эмоциональной дисгармоничностью класса. Удалось выделить "фактор неблагополучия" класса, включающий низкую гетерооценку, потребность в отдыхе, внутреннюю напряженность, нечуткость друг к другу и высокую дисперсию взаимооценок. Получены обнадеживающие данные по интерпретации объективных и субъективных коррелятов "цветового портрета" отдельного ученика.
В целом ЦСМ предоставляет в распоряжение психолога и учителя около двадцати параметров эмоционального состояния класса и контакта с учителем.
Предполагаемые параметры интерпретации
(результирующие параметры, доступные психологу и/или педагогу):
Пояснения к основным параметрам ЦСМ:
Параметры включают как результаты взаимной цветовой оценки, так и результаты обработки раскладок теста Люшера. Из интерпретации последнего используются только интегральные показатели как наиболее валидные и достоверные: суммарное отклонение от аутогенной нормы (Дисгармоничность), вегетативный коэффициент (Потребность в активности), соотношение автономных и гетерономных цветов (Потребность в автономии), разница в раскладках (Эмоциональная лабильность). Остальные параметры - результат цветовой гетеро- и самооценки.
Гомогенность матрицы:
Чем выше коэффициент, тем больше совпадают между собой взаимные оценки учеников. Хотя согласованность оценок и свидетельствует о единодушии, это еще не означает положительного качества. Этот коэффициент усиливает другие тенденции. Например, если наблюдается взаимная недоброжелательность, то высокая гомогенность матрицы свидетельствует о том, что большинство разделяет негативное отношение друг к другу. Но возможно и противоположное соотношение.
Конформность:
Отражает насколько индивидуальная оценка совпадает со среднегрупповой. Высокий коэффициент говорит либо о склонности и умении ориентироваться на чужое мнение, либо об умении настраивать других на свое отношение к окружающим. Ученики, расположенные внизу списка, имеют собственное представление о том, кто "хороший", а кто "плохой"; независимы в своем предпочтении.
Предпочтение:
Высокие оценки (>4.3) свидетельствуют об отвержении ученика (учителя) классом; низкие - о его эмоциональной привлекательности и положительном психологическом воздействии".
Доброжелательность:
Чем выше коэффициент (>4.3), тем меньше положительных эмоций вызывают дети у этого ученика (учителя), тем больший дискомфорт в общении с ними он ощущает. Низкие значения свидетельствуют о том, что большинство класса этому ученику (учителю) нравится.
Дисгармоничность:
Увеличение коэффициента (>14) свидетельствует о возрастании эмоциональной дисгармонии, повышении тревожности, чувствительности нервной системы к эмоциональным перегрузкам, замкнутости. Низкий показатель говорит об общей комфортности состояния, экстравертированном стремлении к контактам и ориентации на мнение окружающих.
Эмоциональная лабильность:
Низкие показатели говорят в пользу постоянства эмоционального состояния на момент обследования. Высокие показатели могут свидетельствовать о склонности к быстрой смене настроения, эмоциональных предпочтений и потребностей
Дифференцированность оценок:
Ученики (учителя) с высокими показателями дают дифференцированные оценки своим одноклассникам (ученикам), относятся к ним более индивидуализированно. Ученики (учителя) с низким значениям коэффициентом.
Разброс поведения:
Высокие показатели свидетельствуют о том, что ученик (учитель) оценивается одноклассниками неоднозначно, получает более полярные характеристики. Это свидетельствует о разнообразии или неоднозначности его поведения. Низкие показатели свидетельствуют о большей определенности поведения и единодушии в оценках ученика одноклассниками (учителя учениками).
Психологическая чуткость:
Высокий показатель свидетельствует о склонности формировать отношение к окружающим ориентируясь на их объективные психологические характеристики. Низкий показатель говорит о неумении распознавать психологические характеристики окружающих и/или не использовании их для формирования своего отношения к окружающим.
Самооценка:
Чем выше коэффициент, тем ниже самооценка, т.е. удовлетворенность собой. Низкие показатели (<3) свидетельствуют о хорошем самопринятии, удовлетворенности собой.
Потребность в активности:
Высокие показатели свидетельствуют о потребности в разрядке накопившейся энергии, потребности в дополнительной внешней стимуляции. Снижение коэффициента говорит о потребности в покое, возможно, об утомлении.
Потребность в автономии:
Высокие показатели могут свидетельствовать о потребности в самостоятельности, независимости. Низкие показатели говорят в пользу зависимости от обстоятельств, нежелания самостоятельно вмешиваться в ход событий.
Неосведомленность:
Показывает количество человек, по поводу которых ученик (учитель) не смог составить определенного мнения.
Известность:
Сообщает процент опрошенных, которым оцениваемый был известен. 100% означает полную известность.
Ниже приводятся основные статистические параметры главных характеристик состояния класса по результатам Цвето-социометрического исследования. Предполагается, что все характеристики имеют нормальное распределение. Они получены на основании обработки данных по 103 классам трех общеобразовательных школ г. Самары, но фактическое количество случаев может быть меньше, если параметры в некоторых классах не регистрировались.
Эти нормы применимы главным образом к обобщенным результатам по обследованному классу, позволяя ориентировочно отнести класс к благоприятным или неблагоприятным по параметрам, отклоняющимс от среднего (т.е. если параметр попадает в верхний или нижний квартиль). Например, если суммарная самооценка класса =3.5, то можно говорить, что она низкая; если предпочтение = 4.5, то дети относятся друг к другу недоброжелательно, и т.п.
Следует учитывать, что оценочные параметры: отвержение, доброжелательность, самооценка, отношение к учителю и другим оцениваемым объектам имеют обратную шкалу: это ранг оценки в субъективной цветовой раскладке. Поэтому, чем меньше ранг, тем выше само- и гетерооценка, и наоборот.
|
Отверж |
Самооцен |
Дисгарм |
Лабильн |
Потр.Акт |
Потр.Авт |
Среднее |
4.329 |
3.003 |
13.253 |
7.527 |
1.601 |
1.340 |
Медиана |
4.360 |
2.950 |
12.840 |
6.520 |
1.590 |
1.330 |
Станд.откл. |
.221 |
.780 |
2.762 |
3.308 |
.338 |
.199 |
Кол-во случаев |
103 |
103 |
103 |
103 |
103 |
103 |
MIN |
3.790 |
1.670 |
7.800 |
3.040 |
.540 |
.910 |
MAX |
4.760 |
5.410 |
21.890 |
18.270 |
2.390 |
1.880 |
25% |
4.160 |
2.380 |
11.330 |
5.330 |
1.390 |
1.170 |
75% |
4.490 |
3.430 |
14.960 |
9.220 |
1.810 |
1.490 |
|
Диф.Оцен |
Разброс |
Чуткость |
Гомоген |
У_Конф |
У_Оцен |
Среднее |
2.211 |
2.230 |
5.109 |
15.879 |
8.320 |
3.323 |
Медиана |
2.230 |
2.170 |
4.460 |
15.080 |
4.750 |
3.295 |
Станд.откл. |
.109 |
.685 |
2.392 |
5.972 |
11.929 |
.939 |
Кол-во случаев |
103 |
103 |
103 |
103 |
87 |
96 |
MIN |
1.930 |
1.890 |
1.980 |
3.670 |
-15.640 |
1.500 |
MAX |
2.480 |
9.050 |
13.380 |
31.690 |
53.020 |
6.020 |
25% |
2.150 |
2.100 |
3.330 |
11.490 |
.020 |
2.545 |
75% |
2.280 |
2.240 |
6.500 |
20.060 |
15.730 |
3.960 |
|
У_Добр |
У_Самооц |
У_Дисг |
У_Чутк |
Настроен |
Класс |
|
Среднее |
3.852 |
2.957 |
12.671 |
6.350 |
2.988 |
3.510 |
|
Медиана |
3.803 |
2.000 |
12.000 |
4.490 |
2.950 |
3.465 |
|
Станд.откл. |
.844 |
2.075 |
5.422 |
8.608 |
.655 |
.608 |
|
Кол-во случаев |
87 |
69 |
88 |
87 |
80 |
82 |
|
MIN |
1.000 |
1.000 |
4.000 |
.200 |
1.790 |
2.330 |
|
MAX |
6.360 |
8.000 |
25.000 |
48.000