CамГПУ, факультет психологии

Контрольные вопросы государственного экзамена "Психология" междисциплинарный экзамен 5 год обучения) Вопросы по общей психологии.

 

1.Общая характеристика психологии как науки: житейская и научная психология, научная психология и практика, научные парадигмы.

 

2.Многообразие представлений о предмете психологии как науки.

3.Место психологии в системе наук, строение современной психологии.

4.Общее представление о высших психических функциях и их социальной природе: генезис, свойства, гипотеза интериоризации.

 

5.Общая характеристика основных направлений зарубежной психологии: бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология, гештальт-психология.

 

6.Психологический анализ деятельности : подход С.Л.Рубинштейна, теория деятельности А.Н.Леонтьева.

 

7. Природа и качественные особенности психики человека; стадии развития психики.

 

8.Основные положения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

9.Сознание как интегративный способ бытия человека. Строение и функции сознания (В.М. Бехтерев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев).

 

10.Общая характеристика ощущения: закономерности возникновения; пороги ощущений; классификация ощущений. Основные характеристики ведущих рецепторных систем и анализаторов.

 

11.Общая характеристика восприятия: физиологические основы; классификация восприятия; гештальт-психология о закономерностях восприятия, иллюзии восприятия, социальная перцепция.

 

12.Общая характеристика памяти : теория памяти, процессы, виды памяти. Память и внимание. Роль опосредствования в высших формах запоминания ( А.А. Смирнов и др.)

 

13.Общая характеристика мышления: подходы к пониманию, виды мышления (К.Вертгеймер, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Брушлинский).

 

14.Общая характеристика внимания: теории внимания, свойства внимания, подходы к классификации (Н.Ф.Добрынин, П.Я.Гальперин). Внимание и память (Р.Солсо).

 

15.Мышление и воображение (А.В.Брушлинский ).

 

  1. Феноменология и закономерности функционирования мышления, специфика естественного и искусственного интеллекта.
  2.  

  3. Общая характеристика речи: виды, функции ( А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя).
  4.  

  5. Проблема мышления и речи в трудах Л.С. Выготского, А.П. Лурии, Н.И. Жинкина.
  6.  

  7. Общая характеристика эмоциональной сферы личности: виды эмоциональных явлений, качества, функции эмоций.

 

20.Общая характеристика воображения: подходы к пониманию, закономерности, виды, техники воображения в практической психологии.

 

21.Общая характеристика воли: структура волевого акта, волевые свойства личности (В.И. Селиванов, Б.И. Иванников).

 

22.Психологические теории мотивации, структура мотивационной сферы личности, потребности и мотивы.

 

23.Принцип духовности в человеческой жизнедеятельности, ступени духовного роста человека ( В.П.Зинченко, Б.С.Братусь, В.В. Знаков и др.).

 

24.Развивающаяся психология - основа гуманизации общества в 21 веке.

  1. Проблема мышления и речи в трудах Л.С. Выготского.
  2.  

  3. Прогнозирование как сущностное свойство мышления. Психология понимания в познании, общении, обучении ( А.В. Брушлинский, В.В. Знаков).
  4.  

  5. Сравнительный анализ естественно-научной и гуманитарной парадигм в психологии.
  6.  

  7. Общая характеристика основных направлений отечественной психологии.

 

Вопросы по дифференциальной психологии и психологии личности.

 

1.Психоанализ З. Фрейда: предыстория, методологические предпосылки, эволюция представлений З. Фрейда об инстинктах и структуре психического аппарата, подход к объяснению некоторых эмоциональных расстройств. Критика психоанализа.

 

2.Аналитическая психология К.Г. Юнга: методрологические предпосылки, основные аспекты теории, представления о соотношении индивидуального и коллективного бессознательного, понятие автономных комплексов и архетипов, структура психического аппарата, типология. Критика аналитической психологии.

 

3.Теория личности А.Н. Леонтьева: методологические предпосылки, схема анализа личности, соотношение понятий "мотив", "потребность", "деятельность", "личностный смысл". Критика концепции А.Н. Леонтьева.

 

4.Подход к проблеме мотивации У. Мак Дауголла, Р. Кеттела, А. Маслоу; концепция двойной детерминации поведения на примере концепции Дж. Аткинсона. Обзор Х. Хенхаузена.

 

  1. Современные представления о структуре ( компонентах) и функциях сознания, самосознания.
  2. Вклад И.П. Павлова в теорию индивидуальных различий и его критика спозиции современных представлений о соотношении физиологических и психологических аспектах индивидуальности ( Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин).
  3.  

  4. Современные решение проблемы структуры темперамента на примерах концепций М.В. Русалова и Я. Стреляу.
  5.  

  6. Влияние темперамента на формирование отклоняющегося поведения ( А.Томас).
  7.  

  8. Концепция свойств темперамента В.Д. Небылицина и Г.Ю. Айзенка и их гипотезы о их физиологических и анатомических основах.
  9.  

  10. Гуморальные теории темперамента ( Э. Кречмер, У. Шелдон).
  11. Факторный подход к исследованию структуры темперамента и личности.
  12.  

  13. Индивидные предпосылки развития личности, исследование личности в контексте проблем человекознания (Б.Г. Ананьев).
  14.  

  15. Теоретическое и экспериментальное обоснования концепции индивидуального стиля деятельности ( Е.А. Климов, Б.С. Мерлин, А.К. Байметов и др.).
  16.  

  17. Теория акцентуированных личностей К. Леонгарда, четыре основных акцентуации характера.
  18.  

     

  19. Концепция задатков и способностей Б.М. Теплова. Природа интеллекта по А. Анастази. Современное состояние проблемы ( В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин).
  20.  

  21. Двухфакторная, многофакторная и иерархическая теории интеллекта; кубическая модель структуры интеллекта Дж.Гилфорда.

Вопросы по социальной психологии.

 

1.Предмет, задачи и методы социальной психологии.

 

2.Проблема общения в социальной психологии.

 

3.Группа в социальной психологии.

 

4.Динамика малых групп.

 

5.Лидерство и руководство в малых группах.

 

6.Социальная психология личности.

 

7.Теория социальной установки.

 

8.Конфликтология. Классификация различных видов конфликтов.

 

9.СПТ. Методы тренинговой работы.

 

10.Психологическая эффективность рекламы.

 

11.Социально-психологические функции и средства массовой коммуникации.

 

12.Психологическая коррекция как направление практической психологии.

 

13.Психокоррекционная группа. Т-группы и др.

 

14.Политическая психология.

 

15.Психологическое консультирование.

 

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 

1.История становления педагогической психологии.

 

2.Предмет, задачи, структура педагогической психологии.

 

3.Методы исследования в педагогической психологии.

 

4.Психологическое обоснование целей воспитания.

 

5.Психологическая оценка средств, методов и форм воспитания.

 

6.Психологические теории и концепции воспитания.

 

7.Психологическое обоснование целей и результата научения.

 

8.Факторы, определяющие успешность научения.

 

9.Основные понятия в психологии образования.

 

10.Виды, механизмы, условия научения.

 

11.Психологическая характеристика учебной деятельности.

 

12.Психология обучения.

 

13.Психологическая оценка профессионального мастерства учителя.

 

14.Психологические ситуации опроса на уроке и их влияние на познавательную активность учащегося.

 

15.Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и коммуникативную культуру межличностных отношений.

Вопросы по возрастной психологии

 

1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

2.Возникновение и развитие возрастной психологии как самостоятельной науки. Отрасли возрастной психологии.

 

3.Понятие возраста в возрастной психологии. Системный подход описания возрастной динамики ( Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и другие )

 

4.Соотношение биологического и социального в проблеме индивидуального развития. Детерминация психического развития.

 

5.Возрастная периодизация. Общий закон детского развития ( Д.Б. Эльконин).

6.Проблемы психического развития ( Кольберг, Выготский, Эриксон.).

7.Психологический анализ кризисов возрастного развития.

 

8.Психическое развитие младенца. Анатомо-физиологические особенности младенца. Предпосылки социализации в младенческом возрасте.

9.Особенности познавательной деятельности в раннем детстве.

10.Ведущая роль игры в психическом развитии дошкольника. Развитие личности дошкольника.

11.Психологическая готовность к обучению в школе.

 

12.Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте.

 

13.Психологическая сущность подросткового кризиса ( причины. предупреждение . преодоление)

14.Особенности психического развития в подростковом периоде.

 

  1. Развитие личности в юношеском возрасте.

 

Вопросы к экзамену "Социальная психология"

для выпускников 5 курса.

 

 

  1. Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научных знаний. История социальной психологии. Экспериментальная социальная психология. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Методы социальной психологии.
  2.  

  3. Две социальные психологии. Интеграционный подход Т.Ньюкома. Постулаты, основные понятия.
  4.  

  5. Зарубежные социально-психологические теории. Основные платформы (ориентации).
  6.  

  7. Межличностные отношения. Проблема общения в социальной психологии. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга. Механизмы взаимопонимания. Точность социальной перцепции. Социально психологический тренинг. Межличностная аттракция.
  8.  

  9. Группа в социальной психологии. Основные характеристики групп. Классификация групп. Большие социальные группы. Психология этнических групп. Стихийные группы. Социальные движения.
  10.  

  11. Малые группы. Их классификация. Методы социометрии. Динамика малых групп. Групповые связи. Групповая сплоченность.
  12.  

  13. Лидерство и руководство в малых группах. Теории лидерства. Стиль лидерства. Принятие групповых решений. Эффективность групповой деятельности. Психология коллектива.
  14.  

  15. Социальная психология личности. Социализация. Прикладные исследования в социальной психологии.
  16.  

  17. Теории внутригрупповых отношений и межгруппового конфликта Шерифа и Кэмпбелла.
  18.  

  19. Когнитивная ориентация в социальной психологии. Теории когнитивного диссонанса. Понятия, гипотезы, эксперименты. Факторы диссонансных отношений.
  20.  

  21. Теория каузальной атрибуции. Понятия, эксперименты. Диспозиционная и ситуационная гипотезы. Фундаментальная ошибка атрибуции.
  22.  

  23. Теория межгрупповых отношений Тэжфела. Определения, гипотезы, эксперименты. Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация. Теория социальной идентичности.
  24.  

  25. Теория взаимодействия большинства и меньшинства С. Московичи. Определения, гипотезы, эксперименты.
  26.  

  27. Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры.
  28.  

  29. Теория социального научения Д. Роттера.
  30.  

  31. Теория социальной установки. Установка и поведение. Структура установки. Принципы агрегации и совместимости в исследовании соотношения установки и поведения.
  32.  

  33. Теория мотивированного действия Аджзена, Фишбейна. Ее приложения.
  34.  

  35. Убеждения. Модель когнитивного отклика. Модели дуальных процессов. Эмпирическая оценка моделей.
  36.  

  37. Проблемы, области и методы практической социальной психологии.
  38.  

  39. Социально-психологические аспекты целеполагания и содержания образования.
  40.  

  41. Социальная психология образования.
  42.  

  43. Социально-психологические вопросы организации учебного процесса.
  44.  

  45. Социально-психологическая характеристика и психологические особенности личности учащихся.
  46.  

  47. История развития служб экстренной психологической помощи по телефону. Теоретические и морально-этические основы оказания экстренной психологической помощи.
  48.  

  49. Логика телефонной беседы. Профессионально значимые качества при подборе консультантов "Телефона доверия".
  50.  

  51. Этапы установления эмпатического контакта и выслушивания. Применяемые техники. Поиск возможностей и принятия решения. Кризис. Депрессия. Горе. Утрата. Суицид.
  52.  

  53. Трудности и специфика консультирования по телефону. "Синдром сгорания". Супервизия.
  54.  

  55. Основные мотивы (потребности) спортивной деятельности. Актуальные отрезки спортивной деятельности.
  56.  

  57. Понятие о психологической подготовке в спорте. Виды психологической подготовки.
  58.  

  59. Предстартовое состояние. Закон Йеркса-Додсона. Психологическая саморегуляция в спорте. Идеомоторная тренировка в спорте.
  60.  

  61. Теоретические модели социологии менеджмента. Практический подход к анализу менеджмента.
  62.  

  63. Административные теории менеджмента. Административный контроль - основные подходы к анализу. Динамика контроля. Противоречия контроля.
  64.  

  65. Управленческая идеология. Управленческая работа. Антропология управления.
  66.  

  67. Профессиональное сознание психолога.
  68.  

  69. Психологический аспект проблемы миграции.
  70.  

  71. Методы подготовки к кросс-культурному взаимодействию.
  72.  

  73. Конфликтология: понятия, история, предмет, междисциплинарный характер. Классификация различных видов конфликтов.
  74.  

  75. Регулирование конфликтов и стрессов в банках и фирмах.
  76.  

  77. СПТ: понятие, история, задачи, принципы. Стадии развития группы. Методы использования групповой дисциплины. Методы тренинговой работы.
  78.  

  79. Понятие рекламы в социальной психологии. Психологическая эффективность рекламы. Компоненты рекламного воздействия. Средства рекламных сообщений.
  80.  

  81. Понятие и структура массовой коммуникации. Социально-психологические функции массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации.
  82.  

  83. Психологическая коррекция как направление практической психологии.
  84.  

  85. Отклоняющееся поведение. Социально-психологическая компетентность личности.
  86.  

  87. Психокоррекционные ролевые игры.
  88.  

  89. Психокоррекционная группа. Т-группы. Группы встреч. Гештальтгруппы. Психодрама. Группы телесной терапии. Группы терапии искусством. Группы тренинга умений. Трансактный анализ в группе.
  90.  

  91. Психология реагирования тренера на индивидуальные особенности поведения членов групп. Метод импровизации в групповой коррекционной работе.
  92.  

  93. Формы познавательной деятельности и система активных методов обучения психологии.
  94.  

  95. Таксономия учебных задач (Д. Толлингерова, В.Я. Ляудис) в курсе психологии как средство опережающего управления когнитивной деятельностью обучаемых. Таксация как особая технологическая процедура, позволяющая проектировать обучение и регулировать меру сложности задач и когнитивную нагрузку.
  96.  

  97. Рефлексивные задачи как средство перехода к метапознавательной деятельности, т.е. к осознанному использованию собственных приемов построения эвристик, алгоритмов, способов анализа открытых задач и пр. Общая характеристика оптимальной дидактической стратегии ( переход от проективного учебного управления к рефлексивному, использование задач всех шести классов).
  98.  

  99. Требования к разработке методических сценариев учебных занятий при обучении психологии.
  100.  

  101. Типы проблемных ситуаций в обучении психологии. Формы учебных взаимодействий между преподавателями и студентами при обучении психологии. Формы контроля усвоения знаний при обучении психологии.
  102.  

  103. Политическая психология как развивающаяся отрасль современной науки. Краткий исторический очерк. Предмет и метод.
  104.  

  105. Психология власти. Феномен субъективной легитимизации власти. Факторы субъективной легитимности.
  106.  

  107. Политическая социализация. Теория политической поддержки.
  108.  

  109. Политическое поведение. Типы политического участия и неучастия.
  110.  

  111. Психология насилия. Психологический аспект диктатуры, геноцида, терроризма.
  112.  

  113. Психологическое консультирование. Семейное консультирование. Работа с горем и посттравматическим стрессом.
  114.  

  115. Теории и методы психологического консультирования.
  116.  

  117. Консультирование и профилактика зависимости.
  118.  

  119. Проблема эффективности психологического консультирования.

 

Желаем Вам успешной сдачи экзаменов !!!

Ни пуха, ни пера!

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz