CамГПУ, факультет психологии
Контрольные вопросы государственного экзамена "Психология" междисциплинарный экзамен 5 год обучения) Вопросы по общей психологии.
1.Общая характеристика психологии как науки: житейская и научная психология, научная психология и практика, научные парадигмы.
2.Многообразие представлений о предмете психологии
как науки.
3.Место психологии в системе наук, строение современной психологии.
4.Общее представление о высших психических функциях и их социальной природе: генезис, свойства, гипотеза интериоризации.
5.Общая характеристика основных направлений зарубежной психологии
: бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология, гештальт-психология.
6.Психологический анализ деятельности : подход С.Л.Рубинштейна, теория деятельности А.Н.Леонтьева.
7. Природа и качественные особенности психики человека; стадии развития психики.
8.Основные положения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
9.Сознание как интегративный способ бытия человека. Строение и функции сознания (В.М. Бехтерев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев).
10.Общая характеристика ощущения: закономерности возникновения; пороги ощущений; классификация ощущений. Основные характеристики ведущих рецепторных систем и анализаторов.
11.Общая характеристика восприятия: физиологические основы; классификация восприятия; гештальт-психология о закономерностях восприятия, иллюзии восприятия, социальная перцепция.
12.Общая характеристика памяти : теория памяти, процессы, виды памяти. Память и внимание. Роль опосредствования в высших формах запоминания ( А.А. Смирнов и др.)
13.Общая характеристика мышления: подходы к пониманию, виды мышления (К.Вертгеймер, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Брушлинский).
14.Общая характеристика внимания: теории внимания, свойства внимания, подходы к классификации (Н.Ф.Добрынин, П.Я.Гальперин). Внимание и память (Р.Солсо).
15.Мышление и воображение (А.В.Брушлинский ).
- Феноменология и закономерности функционирования мышления, специфика естественного и искусственного интеллекта.
- Общая характеристика речи: виды, функции ( А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя).
- Проблема мышления и речи в трудах Л.С. Выготского, А.П. Лурии, Н.И. Жинкина.
- Общая характеристика эмоциональной сферы личности: виды эмоциональных явлений, качества, функции эмоций.
20.Общая характеристика воображения: подходы к пониманию, закономерности, виды, техники воображения в практической психологии.
21.Общая характеристика воли: структура волевого акта, волевые свойства личности (В.И. Селиванов, Б.И. Иванников).
22.Психологические теории мотивации, структура мотивационной сферы личности, потребности и мотивы.
23.Принцип духовности в человеческой жизнедеятельности, ступени духовного роста человека ( В.П.Зинченко, Б.С.Братусь, В.В. Знаков и др.).
24.Развивающаяся психология - основа гуманизации общества в 21 веке.
- Проблема мышления и речи в трудах Л.С. Выготского.
- Прогнозирование как сущностное свойство мышления. Психология понимания в познании, общении, обучении ( А.В. Брушлинский, В.В. Знаков).
- Сравнительный анализ естественно-научной и гуманитарной парадигм в психологии.
- Общая характеристика основных направлений отечественной психологии.
Вопросы по дифференциальной психологии и психологии личности.
1.Психоанализ З. Фрейда: предыстория, методологические предпосылки, эволюция представлений З. Фрейда об инстинктах и структуре психического аппарата, подход к объяснению некоторых эмоциональных расстройств. Критика психоанализа.
2.Аналитическая психология К.Г. Юнга: методрологические предпосылки, основные аспекты теории, представления о соотношении индивидуального и коллективного бессознательного, понятие автономных комплексов и архетипов, структура психического аппарата, типология. Критика аналитической психологии.
3.Теория личности А.Н. Леонтьева: методологические предпосылки, схема анализа личности, соотношение понятий "мотив", "потребность", "деятельность", "личностный смысл". Критика концепции А.Н. Леонтьева.
4.Подход к проблеме мотивации У. Мак Дауголла, Р. Кеттела, А. Маслоу; концепция двойной детерминации поведения на примере концепции Дж. Аткинсона. Обзор Х. Хенхаузена.
- Современные представления о структуре ( компонентах) и функциях сознания, самосознания.
- Вклад И.П. Павлова в теорию индивидуальных различий и его критика спозиции современных представлений о соотношении физиологических и психологических аспектах индивидуальности ( Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин).
- Современные решение проблемы структуры темперамента на примерах концепций М.В. Русалова и Я. Стреляу.
- Влияние темперамента на формирование отклоняющегося поведения ( А.Томас).
- Концепция свойств темперамента В.Д. Небылицина и Г.Ю. Айзенка и их гипотезы о их физиологических и анатомических основах.
- Гуморальные теории темперамента ( Э. Кречмер, У. Шелдон).
- Факторный подход к исследованию структуры темперамента и личности.
- Индивидные предпосылки развития личности, исследование личности в контексте проблем человекознания (Б.Г. Ананьев).
- Теоретическое и экспериментальное обоснования концепции индивидуального стиля деятельности ( Е.А. Климов, Б.С. Мерлин, А.К. Байметов и др.).
- Теория акцентуированных личностей К. Леонгарда, четыре основных акцентуации характера.
- Концепция задатков и способностей Б.М. Теплова. Природа интеллекта по А. Анастази. Современное состояние проблемы ( В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин).
- Двухфакторная, многофакторная и иерархическая теории интеллекта; кубическая модель структуры интеллекта Дж.Гилфорда.
Вопросы по социальной психологии.
1.Предмет, задачи и методы социальной психологии.
2.Проблема общения в социальной психологии.
3.Группа в социальной психологии.
4.Динамика малых групп.
5.Лидерство и руководство в малых группах.
6.Социальная психология личности.
7.Теория социальной установки.
8.Конфликтология. Классификация различных видов конфликтов.
9.СПТ. Методы тренинговой работы.
10.Психологическая эффективность рекламы.
11.Социально-психологические функции и средства массовой коммуникации.
12.Психологическая коррекция как направление практической психологии.
13.Психокоррекционная группа. Т-группы и др.
14.Политическая психология.
15.Психологическое консультирование.
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
1.История становления педагогической психологии.
2.Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
3.Методы исследования в педагогической психологии.
4.Психологическое обоснование целей воспитания.
5.Психологическая оценка средств, методов и форм воспитания.
6.Психологические теории и концепции воспитания.
7.Психологическое обоснование целей и результата научения.
8.Факторы, определяющие успешность научения.
9.Основные понятия в психологии образования.
10.Виды, механизмы, условия научения.
11.Психологическая характеристика учебной деятельности.
12.Психология обучения.
13.Психологическая оценка профессионального мастерства учителя.
14.Психологические ситуации опроса на уроке и их влияние на познавательную активность учащегося.
15.Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и коммуникативную культуру межличностных отношений.
Вопросы по возрастной психологии
1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
2.Возникновение и развитие возрастной психологии как самостоятельной науки. Отрасли возрастной психологии.
3.Понятие возраста в возрастной психологии. Системный подход описания возрастной динамики ( Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и другие )
4.Соотношение биологического и социального в проблеме индивидуального развития. Детерминация психического развития.
5.Возрастная периодизация. Общий закон детского развития ( Д.Б. Эльконин).
6.Проблемы психического развития ( Кольберг, Выготский, Эриксон.).
7.Психологический анализ кризисов возрастного развития.
8.Психическое развитие младенца. Анатомо-физиологические особенности младенца. Предпосылки социализации в младенческом возрасте.
9.Особенности познавательной деятельности в раннем детстве.
10.Ведущая роль игры в психическом развитии дошкольника. Развитие личности дошкольника.
11.Психологическая готовность к обучению в школе.
12.Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте.
13.Психологическая сущность подросткового кризиса ( причины. предупреждение . преодоление)
14.Особенности психического развития в подростковом периоде.
- Развитие личности в юношеском возрасте.
Вопросы к экзамену "Социальная психология"
для выпускников 5 курса.
- Предмет и задачи
социальной психологии. Место социальной психологии в системе научных знаний. История социальной психологии. Экспериментальная социальная психология. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Методы социальной психологии.
- Две социальные психологии. Интеграционный подход Т.Ньюкома. Постулаты, основные понятия.
- Зарубежные социально-психологические теории. Основные платформы (ориентации).
- Межличностные отношения. Проблема общения в социальной психологии. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга. Механизмы взаимопонимания. Точность социальной перцепции. Социально психологический тренинг. Межличностная аттракция.
- Группа в социальной психологии. Основные характеристики групп. Классификация групп. Большие социальные группы. Психология этнических групп. Стихийные группы. Социальные движения.
- Малые группы. Их классификация. Методы социометрии. Динамика малых групп. Групповые связи. Групповая сплоченность.
- Лидерство и руководство в малых группах. Теории лидерства. Стиль лидерства. Принятие групповых решений. Эффективность групповой деятельности. Психология коллектива.
- Социальная психология личности. Социализация. Прикладные исследования в социальной психологии.
- Теории внутригрупповых отношений и межгруппового конфликта Шерифа и Кэмпбелла.
- Когнитивная ориентация в социальной психологии. Теории когнитивного диссонанса. Понятия, гипотезы, эксперименты. Факторы диссонансных отношений.
- Теория каузальной атрибуции. Понятия, эксперименты. Диспозиционная и ситуационная гипотезы. Фундаментальная ошибка атрибуции.
- Теория межгрупповых отношений Тэжфела. Определения, гипотезы, эксперименты. Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация. Теория социальной идентичности.
- Теория взаимодействия большинства и меньшинства С. Московичи. Определения, гипотезы, эксперименты.
- Социально-когнитивная теория
личности А. Бандуры.
- Теория социального научения Д. Роттера.
- Теория социальной установки. Установка и поведение. Структура установки. Принципы агрегации и совместимости в исследовании соотношения установки и поведения.
- Теория мотивированного действия Аджзена, Фишбейна. Ее приложения.
- Убеждения. Модель когнитивного отклика. Модели дуальных процессов. Эмпирическая оценка моделей.
- Проблемы, области и методы практической социальной психологии.
- Социально-психологические аспекты целеполагания и содержания образования.
- Социальная психология образования.
- Социально-психологические вопросы организации учебного процесса.
- Социально-психологическая характеристика и психологические особенности личности учащихся
.
- История
развития служб экстренной психологической помощи по телефону. Теоретические и морально-этические основы оказания экстренной психологической помощи.
- Логика телефонной беседы. Профессионально значимые качества при подборе консультантов "Телефона доверия".
- Этапы установления эмпатического контакта и выслушивания. Применяемые техники.
Поиск возможностей и принятия решения. Кризис. Депрессия. Горе. Утрата. Суицид.
- Трудности и специфика консультирования по телефону
. "Синдром сгорания". Супервизия.
- Основные мотивы (потребности) спортивной деятельности. Актуальные отрезки спортивной
деятельности.
- Понятие о психологической подготовке в спорте.
Виды психологической подготовки.
- Предстартовое состояние. Закон Йеркса-Додсона.
Психологическая саморегуляция в спорте. Идеомоторная тренировка в спорте.
- Теоретические модели социологии менеджмента
. Практический подход к анализу менеджмента.
- Административные теории
менеджмента. Административный контроль - основные подходы к анализу. Динамика контроля. Противоречия контроля.
- Управленческая
идеология. Управленческая работа. Антропология управления.
- Профессиональное сознание психолога.
- Психологический аспект проблемы миграции.
- Методы подготовки к кросс-культурному взаимодействию
.
- Конфликтология:
понятия, история, предмет, междисциплинарный характер. Классификация различных видов конфликтов.
- Регулирование конфликтов и стрессов в банках и фирмах.
- СПТ: понятие, история, задачи, принципы. Стадии развития группы. Методы использования групповой дисциплины. Методы тренинговой работы.
- Понятие рекламы в социальной психологии. Психологическая эффективность рекламы
. Компоненты рекламного воздействия. Средства рекламных сообщений.
- Понятие и структура массовой коммуникации. Социально-психологические функции массовой коммуникации
. Средства массовой коммуникации.
- Психологическая коррекция
как направление практической психологии.
- Отклоняющееся
поведение. Социально-психологическая компетентность личности.
- Психокоррекционные ролевые игры.
- Психокоррекционная группа. Т-группы. Группы встреч. Гештальтгруппы. Психодрама. Группы телесной терапии. Группы терапии искусством. Группы тренинга умений. Трансактный анализ в группе.
- Психология реагирования тренера на индивидуальные особенности поведения членов групп. Метод импровизации в групповой коррекционной работе.
- Формы
познавательной деятельности и система активных методов обучения психологии.
- Таксономия учебных задач (Д. Толлингерова, В.Я. Ляудис) в курсе психологии как средство опережающего управления когнитивной деятельностью обучаемых. Таксация как особая технологическая процедура, позволяющая проектировать обучение и регулировать меру сложности задач и когнитивную нагрузку.
- Рефлексивные задачи
как средство перехода к метапознавательной деятельности, т.е. к осознанному использованию собственных приемов построения эвристик, алгоритмов, способов анализа открытых задач и пр. Общая характеристика оптимальной дидактической стратегии ( переход от проективного учебного управления к рефлексивному, использование задач всех шести классов).
- Требования к разработке методических сценариев учебных занятий при обучении психологии.
- Типы проблемных ситуаций
в обучении психологии. Формы учебных взаимодействий между преподавателями и студентами при обучении психологии. Формы контроля усвоения знаний при обучении психологии.
- Политическая психология
как развивающаяся отрасль современной науки. Краткий исторический очерк. Предмет и метод.
- Психология
власти. Феномен субъективной легитимизации власти. Факторы субъективной легитимности.
- Политическая социализация. Теория политической поддержки
.
- Политическое поведение.
Типы политического участия и неучастия.
- Психология насилия. Психологический аспект диктатуры, геноцида, терроризма.
- Психологическое консультирование.
Семейное консультирование. Работа с горем и посттравматическим стрессом.
- Теории и методы
психологического консультирования.
- Консультирование и профилактика зависимости.
- Проблема эффективности психологического консультирования.
Желаем Вам успешной сдачи экзаменов !!!
Ни пуха, ни пера!