Самарский Дворец детского и юношеского творчества
“УТВЕРЖДАЮ”
ДИРЕКТОР СДДЮТ
___________ Т. Е. БОДРОВА
___________________ 1998 г.
Программа
“
Психологическая культура личности”
Автор:
педагог
дополнительного образованияГородниченков Дмитрий Александрович
Рассмотрена на экспертном совете Дворца
___________________1998 г.
Самара 1998 г.
Введение
Подростковый возраст – это период, когда человек пытается найти свое “Я”, активно достраивается его “Я” физическое, сексуальное, возрастает потребность в самоопределении и потребности “быть”, что-то значить, потребности в поиске смысла жизни. В современном мире психология может активно помогать подростку оптимально пройти один из сложных периодов формирования его личности.
Одним из таких способов может быть психокоррекция. Под ней подразумевается психологическое воздействие с целью оптимизации свойств личности. В современной психологии под психокоррекцией понимают приведение варианта развития к норме развития. Среди норм можно выделить средне статическую, социальную и индивидуальную.
Задачей направленной психокоррекции является учет характера отклонения в развитии и интеграция вариантов норм и степени развития в каждом конкретном человеке так, чтобы он мог оптимальным образом удовлетворять и свои потребности, и требования со стороны общества.
Другими словами, педагог может помогать подростку более мягко пройти этапы социализации в обществе. К сожалению, сегодня социальные нормы повысились по сравнению даже с недавним прошлым, и целые группы детей остались за их рамками. И они требуют психокоррекционной работы.
Программа психокоррекционной работы должна строится с учетом качественных возрастных изменений в личности подростка, которые выражаются в его новых, требующих своего удовлетворения потребностях. Рассмотрим некоторые из этих изменений, существенных для работы психолога с подростками.
Старший подросток становится в состоянии нести большие нагрузки, у него появляется выносливость, а вместе с ними и потребность в “энергетической разрядке”. Избыток энергии влечет за собой две особенности: особое отношение к “культу силы” и идиосинкразию к ситуации ожидания.
Психологический барьер между мальчиками и девочкам начинает постепенно “растворяться”, раскрывается неподдельный интерес их друг к другу. Выстраивающийся образ сексуального “Я” испытывает влияние как чувства полового любопытства, так и чрезвычайной чувствительности, желания скрыть собственные переживания.
Балансируя между этими двумя полюсами, психолог может оказывать влияние на формирующееся самосознание подростка в силу того, что взрослый становится для подростка притягательной частью таинственного еще мира, и подросток стремится к глубинному, интимному, доверительному общению со старшими ( Дубровина И.В.).
Все это педагог может использовать для установления контакта с эмансипирующимися, желающими казаться независимыми подростками.
Отношения подростка с миром меняются и с точки зрения мотивации. Потребность в самоутверждении во мнении окружающих качественно изменяется в потребность утвердиться в собственном мнении.
Особо остро встает вопрос о чувстве собственного достоинства, проявляющемся в болезненной реакции даже при малейшей угрозе ущемления прав подростка.
Самооценка старшего подростка не отличается стабильностью, которой, например, она характеризовалась в 11-12 лет. Для них становится характерной как заниженная, так и завышенная и резко меняющая свой полюс самооценка.
Все это предопределяет возможности для педагога вмешиваться в характер развития подростка в той степени, в какой подросток сам озаботится задачами самовоспитания, условия для которого в то же время и может создать педагог.
А желание подростка “быть”, что-то из себя представлять на самом деле, становиться значимым лицом для других людей как раз ярко выражено именно в подростковый период более, чем в иной.
Одной из самых характерных черт подростков является приверженность к правде и справедливости, которая становится элементом самоутверждения гораздо больше, чем личная выгода. Подростки не могут еще представить себе истины без носителя этой истины, чутко реагируют на аффектированную наигранность взрослых, не обладают еще сдержанностью к ошибающемуся, хотя сами активно могут использовать ложь в отношениях со старшими в целях избегания ответственности за свои действия.
А действия подростка противоречивы и находятся в ситуации, определяемой как кризисная в силу того, что претензия подростка быть взрослым часто не совпадает с его наличными, но день ото дня расширяющимися возможностями.
Помочь подростку понять других людей, разобраться, какую позицию стоит занять в обществе, как отнестись к самому себе и какую долю себе выделить в будущем и должен педагог, работающий в системе дополнительного образования.
Для этого необходимо отметить еще две черты, опираясь на которые в работе с подростками, педагог может оказывать психокоррекционное влияние. Это постоянный поиск подростками объектов для подражания, поиск конкретного человека, который мог бы воплощать в себе нравственный и поведенческий идеал. От того, кого именно выберет себе в идеалы подросток, будет во многом зависеть его развитие дальше. И пренебрегать этим шансом педагогам нельзя. Очень важно, чтобы формируемая идентичность подростка (Э.Эриксон) была бы им выбрана в пространстве, где существует возможность многих выборов, а не только существующих под давлением ближайшего социального окружения.
Кроме того, необычайно важным становится для подростка приобретения способности устанавливать за пределами семьи отношения такого же типа, какие существуют в теплой, принимающей семье. Без этой способности адаптация подростка к обществу взрослых будет неполноценной.
Адаптация - врожденная способность к приспособлению ко всему многообразию
жизни в различных условиях (Выготский Л.С. ). Уровень адаптивности либо повышается, либо понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни, т.е. под воздействием “культурного влияния среды”(Л.С. Выготский).Одним из таких факторов, ускоряющих прохождение подростка по ступеням социализации, могут быть групповые занятия по программе “Психологическая культура личности”, т.к. именно в этой форме можно наиболее оптимальным способом осуществлять психокоррекционные мероприятия.
Именно в пространстве, где существуют возможность моделировать отношения реальной жизни, причем ведущий педагог предоставляет всю палитру возможных вариантов поведения и оказывает требуемую психологическую помощь, подросток может найти и апробировать на окружающих идеал, с которым он мог бы идентифицироваться, научиться культуре эмоциональной экспрессии, научиться осуществляться среди других людей, не ущемляя их потребностей, овладеть навыками ориентировки в межличностных отношениях, что прямо способствовало бы адаптации и социализации подростков.
Программа
“Психологическая культура личности” составлена для подростков ( с 14 лет).Целью программы является является помощь в социальной и культурной адаптации подростков 14-18 лет.
Под социальной и культурной адаптацией понимается формирование у детей положительного социального опыта, освоение социальных ролей, желание и умение участвовать в полезной индивидуальной и коллективной деятельности, умение успешно общаться с разными по возрасту и уровню развития людьми.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Программа рассчитана на 2 года (288 часов) и включает в себя 2 этапа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с 4-часовой нагрузкой, с коллективами воспитанников СДДЮТ. Количество участников группы 6-12 человек.
Для оценки эффективности программы необходимо проведение диагностики в начале и в конце каждого периода обучения для контроля и сравнительного анализа ее результатов.
Программа была апробирована в течение трех лет на коллективах “Релакс” и интеллектуальном клубе “Что?Где?Когда?”.
Содержание программы
Кратко структуру программы можно представить в двух этапах:
На
первом этапе (первый год обучения) большое внимание уделяется практическим коммуникативным упражнениям, ролевым играм и диагностике. Проводятся индивидуальные беседы и групповые дискуссии, где подростки учатся выражать словами свои чувства и переживания литературным русским языком. В психологических играх и упражнениях у подростков формируется новый опыт общения с людьми из разных ролевых позиций, отрабатываются навыки легкого вступления в социальные контакты.Психодиагностика позволяет заметить начальный уровень свойств характера, самооценки, самоотношения и коммуникативной эффективности подростков. Для психодиагностики используются методики: тест описания поведения К.Томаса, методика "Личностный дифференциал", методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, методика "Q -сортировка", тест Люшера, тест выявления структуры темперамента В.М. Русалова, тест на целеустремленность М.Вудкока и Д. Френсиса, методика Рокича изучения ценностных ориентаций личности.
Учебно-
тематический план
ТЕМЫ БЕСЕД: |
||
1 |
Место характера и темперамента в человеке. |
1.5 часа |
2 |
Структура и функции личности. |
1.5 часа |
3 |
Коммуникативные стили. Выигрывающие и проигрывающие. |
1.5 часа |
4 |
Психология взаимодействия. |
1.5 часа |
5 |
Диалог, монолог и императив в общении. |
1.5 часа |
6 |
Психология взаимопонимания. Психологические барьеры. |
1.5 часа |
7 |
Психология организованного и стихийного конфликта. |
1.5 часа |
8 |
Психологические роли. |
1.5 часа |
9 |
Профессиональное самоопределение. |
1.5 часа |
10 |
Склонности, способности, талант. |
1.5 часа |
11 |
Психология труда и профессий. |
1.5 часа |
12 |
Введение в трансактный анализ. |
1.5 часа |
13 |
Психология женщин и мужчин. |
1.5 часа |
14 |
Место секса в человеческой любви. |
1.5 часа |
15 |
Техника релаксации. |
1.5 часа |
16 |
Понятия саморазвития, самореализации и самоактуализации. |
1.5 часа |
|
Тренинг “Психологическая культура личности” |
|
1 |
Психогимнастические упражнения: "Установление контакта – знакомство по журналистскому заданию". Техника “самопредставление наоборот”. Психодиагностика: методика изучения межличностных отношений Т.Лири. |
4 часа |
2 |
Психотехнические упражнения: "муха","посчитай пальцы", "зеркало", "горячий песок". Элементы психодрамы: упражнения разогрева. Психодиагностика: тест описания поведения К.Томаса. |
4 часа |
3 |
Тренинг общения: "приветствие", "знакомство", "рассказ о детской игрушке". Психотехнические игры: "крокодил", "ассоциации", "угадывание по ассоциации". Групповая дискуссия на тему разных стилей общения. |
4 часа |
4 |
Игровая разминка. Психологические игры: "угадай, каким меня видят?", "живая скульптура". Диагностика Я-концепции и самооценки подростков(Бернс Р.) |
4 часа |
5 |
Психогимнастические упражнения: прием и передача информации. Психотехническая игра "Иди сюда!". Психодиагностика “Личностным дифференциалом”. |
4 часа |
6 |
Тренинг общения: "просьба", "пьедестал", "нахал", "провинившийся". Ролевая игра "Мафия". Методика разработки личностных планов . |
4 часа |
7 |
Психотехнические упражнения "воображаемые пространства", "дыхание", "поймать движение". Ролевая игра "СПИД". Тест на целеустремленность М.Вудкока и Д. Френсиса |
4 часа |
8 |
Психогимнастические упражнения формирующие обратную личностную связь. Психотехнические игры: "паровоз", "американские горки", "эмпатия". Психодиагностика методикой Рокича изучения ценностных ориентаций личности. |
4 часа |
9 |
Тренинг общения: "Как понравиться?", "просьба","знакомство в парке". Ролевая игра "Киллер". Изучение уверенности в себе и агрессивности с помощью опросника Басса-Дарки. |
4 часа |
10 |
Психотехнические упражнения: "Оправдание позы", "поменяться местами","угадай, чьи ладошки". Ролевая игра "сыщики". Упражнение “Идеальная модель” (П. Ферручи) на формирование уверенности в достижении поставленной цели. |
4 часа |
11 |
Психогимнастические упражнения умения слушать. Психотехнические упражнения: "1,5 мин на внимательность", "Клоунский проход". Методика изучения структуры темперамента В.М. Русалова. |
4 часа |
12 |
Тренинг общения: "сурдоперевод", "угадай, кто на коленях", "чувствование", "передача эмоций". Ролевая игра "Воздушный шар". Упражнение “Три года” ( Дж. Рейнуотер) |
4 часа |
13 |
Элементы психодрамы: упражнения разогрева. Ролевая игра "Сексуальный аукцион". Групповая дискуссия на тему психологических различий между мужчинами и женщинами. |
4 часа |
14 |
Психотехнические упражнения: "Перевоплощения", "Цепочка", "Передача подарка". Ролевая игра "Террористы". |
4 часа |
15 |
Тренинг общения: "За что мы любим", "Монолог на столе", "Выход из контакта", "Желания". Психодиагностика – методикой Q-сортировки (исследование отношения к себе). |
4 часа |
16 |
Психотехнические упражнения "Угадай со спины", "Побег", "Выбор".Ролевая игра "Мы и они". |
4 часа |
17 |
Тренинг общения: "Первое впечатление", "Проективный рисунок", "Выбор тактики". Экспресс-диагностика эмпатии. |
4 часа |
18 |
Психотехнические упражнения: "Цвета", "Мостик","Меняются местами те, кто...", "Стоп". Ролевая игра "Визит инопланетян". |
4 часа |
19 |
Тренинг общения: "Конфликт", "Прием на работу", "Собеседование при увольнении". Психодиагностика: тест "Автопортрет". |
4 часа |
20 |
Психотехнические упражнения " Beep!", "Воображаемая картина", "силуэт". Ролевая игра “Вечер в российской семье”. |
4 часа |
21 |
Тренинг общения: "Самокритика", "вопросы", "горячий стул". Психодиагностика: личностная шкала проявления тревоги. |
4 часа |
22 |
Психотехнические упражнения: "Полслова за вами", "Эмоциональный телефон", "свеча". Ролевая игра "Мыльная опера". |
4 часа |
23 |
Тренинг общения: "Комлимент", "Вопросы со спины", "Негативный комплимент". Психодиагностика: тест Люшера исследования эмоционального состояния. |
4 часа |
24 |
Психотехнические упражнения: "Саймон сказал", "Движение на раскрепощение", "Примерься к человеку". Ролевая игра "Купейный вагон". |
4 часа |
25 |
Тренинг общения: "коммуникативная лестница", "пристройка снизу и пристройка сверху", "сильные стороны". Психодиагностика: метод "Незаконченные предложения". Групповая дискуссию о способах организации и проведения конфликтов. |
4 часа |
26 |
Психотехнические упражнения: "Две половинки", "Противоположная эмоция", "Найти апельсин". Ролевая игра "За что можно уважать девушек?". Групповая дискуссия на тему претензий юношей и девушек друг к другу. |
4 часа |
27 |
Тренинг общения: "Лучшие качества соседа", "Понимание трудностей другого","Глаза в глаза", "Снежный ком". Психодиагностика качеств человека по ведущему семантическому полю (Шмелев А.Г.) |
4 часа |
28 |
Психотехнические упражнения: "Объект восприятия", "Поймать момент", "Изобразить состояние". Ролевая игра "Бармен". Групповая дискуссия на тему профессионального самоопределения. Психодиагностика – исследование профессиональной направленности личности ДДО ( Климов Е.А.) |
4 часа |
29 |
Тренинг общения: "С кем говорит человек?", "Пойми правду", "Собрать чемодан". Разыгрывание социодрамы. Групповая дискуссия на тему взаимоотношений членов малой группы. |
4 часа |
30 |
Психотехнические упражнения: "Слепой скульптор", "Передача движений", "Начнем день так". Ролевая игра “Лаборатория сексуальной привлекательности”. Психодиагностика – метод юмористических фраз. |
4 часа |
Всего первый этап программы рассчитан на
144 часа.
В результате освоения подростками первого этапа программы “Психологическая культура личности” они получат представление о структуре человеческой личности, об основах психологии общения, об основных законах, действующих во время конфликтов и о способах преодоления этих конфликтов, о начальных знаниях в области эмоциональной саморегуляции, научатся применять полученные знания на практике, смогут повысить свою самооценку и приобрести
уверенность, смогут самостоятельно решать свои личные социально-психологические проблемы с родителями, учителями, сверстниками.На
втором этапе (второй год обучения) акцент делается на социально-психологических теориях общения, проводятся групповые дискуссии для осознанного оперирования знаниями из области социальной психологии, упражнения и психологические игры направлены в основном на самоопределение и самореализацию. В течение второго года обучения более активно подростки включаются в обучение эмоциональной саморегуляции, знакомство с техниками психодрамы и спонтанного театра.Углубляется работа с профессиональным самоопределением подростков, также проводится повторная психодиагностика с целью фиксации психологических результатов тренинга и корректировки его дальнейшего хода.
Учебно-
тематический план
ТЕМЫ БЕСЕД: |
||
1 |
Теория Д. Карнеги как социально-психологическая азбука. |
1.5 часа |
2 |
Манипуляция и актуализация по Э.Шострому. |
1.5 часа |
3 |
Язык в общении. Вербальные и невербальные языки.
|
1.5 часа |
4 |
Психология лидерства. Типы руководителей. |
1.5 часа |
5 |
Типы межличностных отношений. |
1.5 часа |
6 |
Социальные и коммуникативные сети в группах. |
1.5 часа |
7 |
Коммуникативная компетентность личности. |
1.5 часа |
8 |
Принцип обратной связи в общении. Подстройка и ведение. |
1.5 часа |
9 |
Структура таланта. |
1.5 часа |
10 |
Психомоторика, критичность и энергопотенциал человека. |
1.5 часа |
11 |
Способы развития своего таланта. |
1.5 часа |
12 |
Этапы развития личности по Э.Эриксону. |
1.5 часа |
13 |
Этапы развития групп по М. Покрассу |
1.5 часа |
14 |
Техники снятия стресса. |
1.5 часа |
15 |
Любовь и конфликтные представления о любимом. |
1.5 часа |
16 |
Ревность как естественность в неумелости общаться. |
1.5 часа |
Тренинг “Психологическая культура личности” |
||
1 |
Психогимнастические упражнения :"Запомнить животное", “Живые карины”, “Подхватить карандаш”. Упражнения “Передача информации”, “Передача историй”, “Ведущие глаголы в речи”, "Письмо из прошлого". Групповая дискуссия об умении анализировать собственные мысли. |
4 часа |
2 |
Психотехнические упражнения: "Театр пантомимы", "Поймать движение", "Сплоченность","Пожелания".Упражнения “Ориентация в контакте”, “Угадай другого по его вкусам”, “Умение быть в разговоре”. |
4 часа |
3 |
Тренинг общения: Задачи "Цепь", "Трамплин", "Ситуации уверенности и неуверенности". Психотехнические игры: "Найти пару", "Прогнозирование альянсов в группе". Групповая дискуссия на тему профессионального самоопределения. |
4 часа |
4 |
Психогимнастические упражнения: “Найти свое животное”, “Первое впечатление”, “Кто инициатор движения?” Психологические игры: "Вспомнить облик другого", "Не дыши в затылок". |
4 часа |
5 |
Психогимнастические упражнения: “Пишущая машинка”, “Колпак”, “Ералаш”. Психотехническая игра "Пойми фразу". Упражнение “Контакт с трудностями”. Групповая дискуссия о стилях общения. |
4 часа |
6 |
Тренинг общения: "Круг субличностей", “Диалог субличностей”(Дж.Рейнуотер),"Психодрама субличностей". Групповая дискуссия на тему индивидуального и коллективного бессознательного. |
4 часа |
7 |
Психотехнические упражнения "Искренняя радость", "Эмоциональный телефон", "Передача движения". Элементы психодрамы:диалог победителя и проигравшего. Упражнение “Смена позиций”. |
4 часа |
8 |
Психогимнастические упражнения “Чужие коленки”, “Трак”. Психотехнические игры: "Какая рука горячее", "Разговор больших пальцев", "Эмпатия". Групповая дискуссия об умении устанавливать и выходить из контакта. |
4 часа |
9 |
Тренинг общения: "Я за тебя отвечаю", "Мнения","Понять состояние другого". Ролевая игра "Обращение". “Готовность к контакту”. |
4 часа |
10 |
Психотехнические упражнения: "Представить звуки”, “”,"угадай, чьи ладошки". Ролевая игра "сыщики". Упражнение “Надпись на футболке” (Э.Берн) на исследование коммуникативных стереотипов. |
4 часа |
11 |
Психогимнастические упражнения умения слушать. Психотехнические упражнения: "Передача предметов", "Какого я цвета?". Упражнение “Качества человека”, “Наблюдение за другим”, “Суд присяжных”. |
4 часа |
12 |
Тренинг общения: "Что обо мне думают?", "Угадай, кто сзади", "Вчувствование", "Поиск вслепую". Упражнения “Гирлянда переживаний”, “Эмоциональные ситуации”. |
4 часа |
13 |
Психотехнические упражнения : “Действия по кругу”, “Цифра 6”, “Моргающий зазывала”. Упражнения “Наименее знакомый”, “Дипломатия”. Групповая дискуссия на тему языков общения. |
4 часа |
14 |
Психотехнические упражнения: "Вхождение в образ", "Подарить цветок", "Что за предмет?". Групповая дискуссия на тему эмоциональности и интуиции. |
4 часа |
15 |
Тренинг общения: "Ориентация в ощущениях", "Чувства и состояния", "Чувство времени", "Отказ". Психодиагностика – методикой Q-сортировки (исследование отношения к себе). |
4 часа |
16 |
Психотехнические упражнения "Угадай со спины", "Побег", "Выбор".Ролевая игра "Мы и они". |
4 часа |
17 |
Тренинг общения: "Как не ссориться?", "Мое!", "Объявление", “Описание группировок”. |
4 часа |
18 |
Психотехнические упражнения: "Синестезии", "Морской бой","Игра в прятки", "Подарок в карусели". Упражнения “Вопросы на прогноз”, “Пойми невербальный сигнал”, “Двенадцать ликов Я”. |
4 часа |
19 |
Тренинг общения: "Досье на друзей", "Диссертация", "Письмо в будущее". Психодиагностика: тест "Несуществующее животное". |
4 часа |
20 |
Психотехнические упражнения "Бегущие огни", "Сиамские близнецы", "Прилипалы". Элементы психодрамы:разыгрывание темы “Любовь в жизни и в воображении”. |
4 часа |
21 |
Тренинг общения: "Молва", "Вжиться в другого человека", "Характеристика". Групповая дискуссия на тему морали и нравственных запретов. |
4 часа |
22 |
Психотехнические упражнения: "Марионетки", "Неожиданные ситуации", "Фотографическая память". Психологическая игра “Козлятушки-ребятушки”. |
4 часа |
23 |
Тренинг общения: "Грани сходства и различия", "Невербальное признание в любви". Психологическая игра “На необитаемом острове”. Психодиагностика: тест Люшера исследования эмоционального состояния. |
4 часа |
24 |
Психотехнические упражнения: "Мальчики и девочки", “Встреча на дискотеке”, “Психорегуляция”, “Резервуар”, “Зонтик”. Групповая дискуссия о методах эмоциональной саморегуляции. |
4 часа |
25 |
Тренинг общения: "Понимание значимости другого", "Удельный вес", “Кто лидер?”, “Откровенно говоря”, “Контакт в разных ролевых позициях”. “Психодиагностика: метод "Незаконченные предложения". |
4 часа |
26 |
Психотехнические упражнения: "Атомы", "Противоположная эмоция", "Изобразить состояния".Психологическая игра “Дилемма узника”. |
4 часа |
27 |
Тренинг общения: "Обмен контактами", "Что нового?","Обратная связь в общении", "Понимание подтекста". Психодиагностика методикой изучения структуры темперамента В.М. Русалова. |
4 часа |
28 |
Психотехнические упражнения: "Падение на руки в паре", "Падение на руки", "Падение на руки в карусели". Психологическая игра “Красное и черное”. Психодиагностика – методикой Рокича изучения ценностных ориентаций личности. |
4 часа |
29 |
Тренинг общения: "Общение на нескольких уровнях включенности", "Без маски", "Мои задачи". Групповая дискуссия на тему развития творческого потенциала. Психодиагностика: методика изучения межличностных отношений Т.Лири. |
4 часа |
30 |
Психотехнические упражнения: "На ком оборвется?", "Скажи соседям хорошее", "Собрать чемодан в дорогу", “Я-подарок для человечества” Психодиагностика Я-концепции и самооценки подростков. |
4 часа |
Всего второй этап программы рассчитан на
144 часа.На втором этапе программы подростки приобретут опыт профессионального самоопределения, смогут на практике освоить большинство навыков и умений в области коммуникативной компетентности, сформируют широкий набор коммуникативных программ, приобретут устойчивую высокую самооценку, смогут овладеть навыками экспресс- и более длительного снятия стресса, будут способны легко включаться в общение с другими людьми и применять полученные социально-психологические знания в будущей жизни.
Результатами
всей программы “Психологическая культура личности” будет стимуляция саморазвития подростков, которая поможет им сформировать способность управлять текущими событиями, выстраивать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей своей красе (Н.Р. Битянова). Конкретным результатом осуществляемой программы может быть “взрослость” человека так, как ее понимает М.И. Лисина, а именно как целостность личности, не имеющей функциональной определенности и функциональных ожиданий по отношению к другим людям, а имеющей только потребность в отношениях с ними, причем распространяющееся на всех взрослых независимо от того, как и что они ему сделали. Такая сверхзадача, конечно, невозможна без активного участия самого подростка.
Обеспечение программы.
Для реализации программы необходимо использовать:
а) набор психологических методик: “Автопортрет”, “Несуществующее животное”, “Опросник Басса - Дарки”, ДДО, тест описания поведения К.Томаса, методика "Личностный дифференциал", методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, методика "Q -сортировка", тест Люшера, тест выявления структуры темперамента В.М. Русалова, тест на целеустремленность М.Вудкока и Д. Френсиса, методика Рокича изучения ценностных ориентаций личности .
б) компьютерные варианты тестов
;в) методические пособия для проведения игр и упражнений, разработанные психологической службой Центра;
г) фонотеку музыкальных записей, используемых на занятиях;
д) видеотеку учебных фильмов.
Методики используются для составления личностного профиля подростков, контроля межличностных отношений в группе, контроля изменений в личности подростка и групповой динамики.
2) Материально - техническое обеспечение.
Занятия будут проходить успешно при наличии:
а) зала размером не менее 25 м. кв.;
б) в зале должен быть с палас, мягкие стулья, настенная доска для записей, плотные шторы на окнах, комбинированное освещение, которым можно было бы управлять по желанию тренера;
г) музыкальный центр с дистанционным управлением;
д) телевизор с видеомагнитофоном;
е) видеокамера;
ж) компьютер
;з) аудио - и видеокассеты;
и) цветные карандаши, краски, фломастеры, ручки шариковые, простые карандаши, ножницы, клей, кисточки;
к) бумага формата А-1 – А-4, тетради ученические.
Заключение
Программа предоставляет подросткам возможность повысить индивидуальные коммуникативные умения, увеличить набор альтернативных видов поведения, научиться чуткости к собственным и чужим потребностям, укрепить свою самоидентичность и наметить направление будущего развития, повысить свою самооценку и чувство собственного достоинства. Все эти возможности способствуют адаптации и более “мягкому” прохождению этапов социализации подростками.
Являясь моделью реальных социальных отношений, группа, в которой работают участники программы, создает условия, в которых взаимодействии участников друг с другом оказывает такое же воздействие на индивидуальные установки и поведение каждого, какое можно наблюдать и в повседневной жизни. Занятия по программе “Психологическая культура личности” обеспечивают более быстрое, ускоренное психокоррекционное воздействие. А вновь приобретенные умения, опыт переживаний, полученные в искусственно созданной ситуации, могут легко и естественно переноситься во внешний мир.
В игровом пространстве процессы являются обратимыми, а само оно в целом - более контролируемым и управляемым, чем пространство реальной жизни, что предоставляет подросткам широкие
возможности для эксперимента и выработки оптимальной стратегии поведения в каждом конкретном случае.Еще одним преимуществом такой формы работы является возможность получения каждым участником обратной связи. Человек получает широкий спектр мнений, что само по себе уже является важным фактором в развитии личности. Значимые реакции других оказывают влияние на его оценку своих установок и поведения, облегчают разрешение межличностных конфликтов вне группы.
Литература для подростков:
Литература для преподавателей:
Психология старшего подросткового возраста:
личности.- М. 1995.
Методы групповых занятий:
Методы психологического консультирования:
Психодиагностика:
Психология одаренных детей:
Методы психической саморегуляции:
Социально-психологическая литература: