Самарский Дворец детского и юношеского творчества

 

“УТВЕРЖДАЮ”

ДИРЕКТОР СДДЮТ

___________ Т. Е. БОДРОВА

___________________ 1998 г.

 

 

 

 

Программа

Психологическая культура личности”

 

Автор:

педагог дополнительного образования

Городниченков Дмитрий Александрович

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена на экспертном совете Дворца

___________________1998 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 1998 г.

 

Введение

Подростковый возраст – это период, когда человек пытается найти свое “Я”, активно достраивается его “Я” физическое, сексуальное, возрастает потребность в самоопределении и потребности “быть”, что-то значить, потребности в поиске смысла жизни. В современном мире психология может активно помогать подростку оптимально пройти один из сложных периодов формирования его личности.

Одним из таких способов может быть психокоррекция. Под ней подразумевается психологическое воздействие с целью оптимизации свойств личности. В современной психологии под психокоррекцией понимают приведение варианта развития к норме развития. Среди норм можно выделить средне статическую, социальную и индивидуальную.

Задачей направленной психокоррекции является учет характера отклонения в развитии и интеграция вариантов норм и степени развития в каждом конкретном человеке так, чтобы он мог оптимальным образом удовлетворять и свои потребности, и требования со стороны общества.

Другими словами, педагог может помогать подростку более мягко пройти этапы социализации в обществе. К сожалению, сегодня социальные нормы повысились по сравнению даже с недавним прошлым, и целые группы детей остались за их рамками. И они требуют психокоррекционной работы.

Программа психокоррекционной работы должна строится с учетом качественных возрастных изменений в личности подростка, которые выражаются в его новых, требующих своего удовлетворения потребностях. Рассмотрим некоторые из этих изменений, существенных для работы психолога с подростками.

Старший подросток становится в состоянии нести большие нагрузки, у него появляется выносливость, а вместе с ними и потребность в “энергетической разрядке”. Избыток энергии влечет за собой две особенности: особое отношение к “культу силы” и идиосинкразию к ситуации ожидания.

Психологический барьер между мальчиками и девочкам начинает постепенно “растворяться”, раскрывается неподдельный интерес их друг к другу. Выстраивающийся образ сексуального “Я” испытывает влияние как чувства полового любопытства, так и чрезвычайной чувствительности, желания скрыть собственные переживания.

Балансируя между этими двумя полюсами, психолог может оказывать влияние на формирующееся самосознание подростка в силу того, что взрослый становится для подростка притягательной частью таинственного еще мира, и подросток стремится к глубинному, интимному, доверительному общению со старшими ( Дубровина И.В.).

Все это педагог может использовать для установления контакта с эмансипирующимися, желающими казаться независимыми подростками.

Отношения подростка с миром меняются и с точки зрения мотивации. Потребность в самоутверждении во мнении окружающих качественно изменяется в потребность утвердиться в собственном мнении.

Особо остро встает вопрос о чувстве собственного достоинства, проявляющемся в болезненной реакции даже при малейшей угрозе ущемления прав подростка.

Самооценка старшего подростка не отличается стабильностью, которой, например, она характеризовалась в 11-12 лет. Для них становится характерной как заниженная, так и завышенная и резко меняющая свой полюс самооценка.

Все это предопределяет возможности для педагога вмешиваться в характер развития подростка в той степени, в какой подросток сам озаботится задачами самовоспитания, условия для которого в то же время и может создать педагог.

А желание подростка “быть”, что-то из себя представлять на самом деле, становиться значимым лицом для других людей как раз ярко выражено именно в подростковый период более, чем в иной.

Одной из самых характерных черт подростков является приверженность к правде и справедливости, которая становится элементом самоутверждения гораздо больше, чем личная выгода. Подростки не могут еще представить себе истины без носителя этой истины, чутко реагируют на аффектированную наигранность взрослых, не обладают еще сдержанностью к ошибающемуся, хотя сами активно могут использовать ложь в отношениях со старшими в целях избегания ответственности за свои действия.

А действия подростка противоречивы и находятся в ситуации, определяемой как кризисная в силу того, что претензия подростка быть взрослым часто не совпадает с его наличными, но день ото дня расширяющимися возможностями.

Помочь подростку понять других людей, разобраться, какую позицию стоит занять в обществе, как отнестись к самому себе и какую долю себе выделить в будущем и должен педагог, работающий в системе дополнительного образования.

Для этого необходимо отметить еще две черты, опираясь на которые в работе с подростками, педагог может оказывать психокоррекционное влияние. Это постоянный поиск подростками объектов для подражания, поиск конкретного человека, который мог бы воплощать в себе нравственный и поведенческий идеал. От того, кого именно выберет себе в идеалы подросток, будет во многом зависеть его развитие дальше. И пренебрегать этим шансом педагогам нельзя. Очень важно, чтобы формируемая идентичность подростка (Э.Эриксон) была бы им выбрана в пространстве, где существует возможность многих выборов, а не только существующих под давлением ближайшего социального окружения.

Кроме того, необычайно важным становится для подростка приобретения способности устанавливать за пределами семьи отношения такого же типа, какие существуют в теплой, принимающей семье. Без этой способности адаптация подростка к обществу взрослых будет неполноценной.

Адаптация - врожденная способность к приспособлению ко всему многообразию жизни в различных условиях (Выготский Л.С. ). Уровень адаптивности либо повышается, либо понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни, т.е. под воздействием “культурного влияния среды”(Л.С. Выготский).

Одним из таких факторов, ускоряющих прохождение подростка по ступеням социализации, могут быть групповые занятия по программе “Психологическая культура личности”, т.к. именно в этой форме можно наиболее оптимальным способом осуществлять психокоррекционные мероприятия.

Именно в пространстве, где существуют возможность моделировать отношения реальной жизни, причем ведущий педагог предоставляет всю палитру возможных вариантов поведения и оказывает требуемую психологическую помощь, подросток может найти и апробировать на окружающих идеал, с которым он мог бы идентифицироваться, научиться культуре эмоциональной экспрессии, научиться осуществляться среди других людей, не ущемляя их потребностей, овладеть навыками ориентировки в межличностных отношениях, что прямо способствовало бы адаптации и социализации подростков.

Программа “Психологическая культура личности” составлена для подростков ( с 14 лет).

Целью программы является является помощь в социальной и культурной адаптации подростков 14-18 лет.

Под социальной и культурной адаптацией понимается формирование у детей положительного социального опыта, освоение социальных ролей, желание и умение участвовать в полезной индивидуальной и коллективной деятельности, умение успешно общаться с разными по возрасту и уровню развития людьми.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Оказание стимулирующего влияния на самовоспитание подростков, побуждение их к более активному самопознанию и развитию самосознания с целью овладения ими более дифференцированным регулированием поведения, помощь в формировании адекватной самооценки.
    2. Помощь в развитии приемов самопобуждения (самокритика, самостимулирование, самоприказ, самообязательство), изнутри способствующим профессиональному и личностному саморазвитию подростка.
    3. Помощь подростку в профессиональном развитии путем формирования индивидуальной программы профессионального развития, коррекции личностных качеств и развитии новых умений и навыков.
    4. Помощь подростку в формировании своего сексуального “Я” и освоении в полной мере социально-психологических ролей “мужчин” и “женщин”.
    5. Помощь подростку в овладении приемами социально-психологического анализа общения, повышении уровня коммуникативной компетентности, помощь в формировании широкого набора коммуникативных программ, отработка легкости вступления в социальные контакты.

Программа рассчитана на 2 года (288 часов) и включает в себя 2 этапа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с 4-часовой нагрузкой, с коллективами воспитанников СДДЮТ. Количество участников группы 6-12 человек.

Для оценки эффективности программы необходимо проведение диагностики в начале и в конце каждого периода обучения для контроля и сравнительного анализа ее результатов.

Программа была апробирована в течение трех лет на коллективах “Релакс” и интеллектуальном клубе “Что?Где?Когда?”.

 

Содержание программы

Кратко структуру программы можно представить в двух этапах:

На первом этапе (первый год обучения) большое внимание уделяется практическим коммуникативным упражнениям, ролевым играм и диагностике. Проводятся индивидуальные беседы и групповые дискуссии, где подростки учатся выражать словами свои чувства и переживания литературным русским языком. В психологических играх и упражнениях у подростков формируется новый опыт общения с людьми из разных ролевых позиций, отрабатываются навыки легкого вступления в социальные контакты.

Психодиагностика позволяет заметить начальный уровень свойств характера, самооценки, самоотношения и коммуникативной эффективности подростков. Для психодиагностики используются методики: тест описания поведения К.Томаса, методика "Личностный дифференциал", методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, методика "Q -сортировка", тест Люшера, тест выявления структуры темперамента В.М. Русалова, тест на целеустремленность М.Вудкока и Д. Френсиса, методика Рокича изучения ценностных ориентаций личности.

Учебно-

тематический план

 

 

 

 

ТЕМЫ БЕСЕД:

 

1

Место характера и темперамента в человеке.

1.5 часа

2

Структура и функции личности.

1.5 часа

3

Коммуникативные стили. Выигрывающие и проигрывающие.

1.5 часа

4

Психология взаимодействия.

1.5 часа

5

Диалог, монолог и императив в общении.

1.5 часа

6

Психология взаимопонимания. Психологические барьеры.

1.5 часа

7

Психология организованного и стихийного конфликта.

1.5 часа

8

Психологические роли.

1.5 часа

9

Профессиональное самоопределение.

1.5 часа

10

Склонности, способности, талант.

1.5 часа

11

Психология труда и профессий.

1.5 часа

12

Введение в трансактный анализ.

1.5 часа

13

Психология женщин и мужчин.

1.5 часа

14

Место секса в человеческой любви.

1.5 часа

15

Техника релаксации.

1.5 часа

16

Понятия саморазвития, самореализации и самоактуализации.

1.5 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг “Психологическая культура личности”

 

1

Психогимнастические упражнения:

"Установление контакта – знакомство по журналистскому заданию". Техника “самопредставление наоборот”. Психодиагностика: методика изучения межличностных отношений Т.Лири.

4 часа

2

Психотехнические упражнения:

"муха","посчитай пальцы", "зеркало", "горячий песок". Элементы психодрамы: упражнения разогрева. Психодиагностика: тест описания поведения К.Томаса.

4 часа

3

Тренинг общения:

"приветствие", "знакомство", "рассказ о детской игрушке". Психотехнические игры: "крокодил", "ассоциации", "угадывание по ассоциации". Групповая дискуссия на тему разных стилей общения.

4 часа

4

Игровая разминка. Психологические игры: "угадай, каким меня видят?", "живая скульптура". Диагностика Я-концепции и самооценки подростков(Бернс Р.)

4 часа

5

Психогимнастические упражнения: прием и передача информации. Психотехническая игра "Иди сюда!". Психодиагностика “Личностным дифференциалом”.

4 часа

6

Тренинг общения: "просьба", "пьедестал", "нахал", "провинившийся". Ролевая игра "Мафия". Методика разработки личностных планов.

4 часа

7

Психотехнические упражнения "воображаемые пространства", "дыхание", "поймать движение". Ролевая игра "СПИД". Тест на целеустремленность М.Вудкока и Д. Френсиса

4 часа

8

Психогимнастические упражнения формирующие обратную личностную связь. Психотехнические игры: "паровоз", "американские горки", "эмпатия". Психодиагностика методикой Рокича изучения ценностных ориентаций личности.

4 часа

9

Тренинг общения: "Как понравиться?", "просьба","знакомство в парке". Ролевая игра "Киллер". Изучение уверенности в себе и агрессивности с помощью опросника Басса-Дарки.

4 часа

10

Психотехнические упражнения:

"Оправдание позы", "поменяться местами","угадай, чьи ладошки". Ролевая игра "сыщики". Упражнение “Идеальная модель” (П. Ферручи) на формирование уверенности в достижении поставленной цели.

4 часа

11

Психогимнастические упражнения умения слушать. Психотехнические упражнения:

"1,5 мин на внимательность", "Клоунский проход". Методика изучения структуры темперамента В.М. Русалова.

4 часа

12

Тренинг общения: "сурдоперевод", "угадай, кто на коленях", "чувствование", "передача эмоций". Ролевая игра "Воздушный шар". Упражнение “Три года” ( Дж. Рейнуотер)

4 часа

13

Элементы психодрамы: упражнения разогрева. Ролевая игра "Сексуальный аукцион". Групповая дискуссия на тему психологических различий между мужчинами и женщинами.

4 часа

14

Психотехнические упражнения: "Перевоплощения", "Цепочка", "Передача подарка". Ролевая игра "Террористы".

4 часа

15

Тренинг общения: "За что мы любим", "Монолог на столе", "Выход из контакта", "Желания". Психодиагностика – методикой Q-сортировки (исследование отношения к себе).

4 часа

16

Психотехнические упражнения "Угадай со спины", "Побег", "Выбор".Ролевая игра "Мы и они".

4 часа

17

Тренинг общения: "Первое впечатление", "Проективный рисунок", "Выбор тактики". Экспресс-диагностика эмпатии.

4 часа

18

Психотехнические упражнения:

"Цвета", "Мостик","Меняются местами те, кто...", "Стоп". Ролевая игра "Визит инопланетян".

4 часа

19

Тренинг общения: "Конфликт", "Прием на работу", "Собеседование при увольнении". Психодиагностика: тест "Автопортрет".

4 часа

20

Психотехнические упражнения "Beep!", "Воображаемая картина", "силуэт". Ролевая игра “Вечер в российской семье”.

4 часа

21

Тренинг общения: "Самокритика", "вопросы", "горячий стул". Психодиагностика: личностная шкала проявления тревоги.

4 часа

22

Психотехнические упражнения:

"Полслова за вами", "Эмоциональный телефон", "свеча". Ролевая игра "Мыльная опера".

4 часа

23

Тренинг общения: "Комлимент", "Вопросы со спины", "Негативный комплимент". Психодиагностика: тест Люшера исследования эмоционального состояния.

4 часа

24

Психотехнические упражнения:

"Саймон сказал", "Движение на раскрепощение", "Примерься к человеку". Ролевая игра "Купейный вагон".

4 часа

25

Тренинг общения:

"коммуникативная лестница", "пристройка снизу и пристройка сверху", "сильные стороны". Психодиагностика: метод "Незаконченные предложения". Групповая дискуссию о способах организации и проведения конфликтов.

4 часа

26

Психотехнические упражнения:

"Две половинки", "Противоположная эмоция", "Найти апельсин". Ролевая игра "За что можно уважать девушек?". Групповая дискуссия на тему претензий юношей и девушек друг к другу.

4 часа

27

Тренинг общения: "Лучшие качества соседа", "Понимание трудностей другого","Глаза в глаза", "Снежный ком". Психодиагностика качеств человека по ведущему семантическому полю (Шмелев А.Г.)

4 часа

28

Психотехнические упражнения: "Объект восприятия", "Поймать момент", "Изобразить состояние". Ролевая игра "Бармен". Групповая дискуссия на тему профессионального самоопределения. Психодиагностика – исследование профессиональной направленности личности ДДО ( Климов Е.А.)

4 часа

29

Тренинг общения:

"С кем говорит человек?", "Пойми правду", "Собрать чемодан". Разыгрывание социодрамы. Групповая дискуссия на тему взаимоотношений членов малой группы.

4 часа

30

Психотехнические упражнения: "Слепой скульптор", "Передача движений", "Начнем день так". Ролевая игра “Лаборатория сексуальной привлекательности”. Психодиагностика – метод юмористических фраз.

4 часа

Всего первый этап программы рассчитан на 144 часа.

В результате освоения подростками первого этапа программы “Психологическая культура личности” они получат представление о структуре человеческой личности, об основах психологии общения, об основных законах, действующих во время конфликтов и о способах преодоления этих конфликтов, о начальных знаниях в области эмоциональной саморегуляции, научатся применять полученные знания на практике, смогут повысить свою самооценку и приобрести уверенность, смогут самостоятельно решать свои личные социально-психологические проблемы с родителями, учителями, сверстниками.

На втором этапе (второй год обучения) акцент делается на социально-психологических теориях общения, проводятся групповые дискуссии для осознанного оперирования знаниями из области социальной психологии, упражнения и психологические игры направлены в основном на самоопределение и самореализацию. В течение второго года обучения более активно подростки включаются в обучение эмоциональной саморегуляции, знакомство с техниками психодрамы и спонтанного театра.

Углубляется работа с профессиональным самоопределением подростков, также проводится повторная психодиагностика с целью фиксации психологических результатов тренинга и корректировки его дальнейшего хода.

Учебно-

тематический план

 

ТЕМЫ БЕСЕД:

 

1

Теория Д. Карнеги как социально-психологическая азбука.

1.5 часа

2

Манипуляция и актуализация по Э.Шострому.

1.5 часа

3

Язык в общении. Вербальные и невербальные языки.

1.5 часа

4

Психология лидерства. Типы руководителей.

1.5 часа

5

Типы межличностных отношений.

1.5 часа

6

Социальные и коммуникативные сети в группах.

1.5 часа

7

Коммуникативная компетентность личности.

1.5 часа

8

Принцип обратной связи в общении. Подстройка и ведение.

1.5 часа

9

Структура таланта.

1.5 часа

10

Психомоторика, критичность и энергопотенциал человека.

1.5 часа

11

Способы развития своего таланта.

1.5 часа

12

Этапы развития личности по Э.Эриксону.

1.5 часа

13

Этапы развития групп по М. Покрассу

1.5 часа

14

Техники снятия стресса.

1.5 часа

15

Любовь и конфликтные представления о любимом.

1.5 часа

16

Ревность как естественность в неумелости общаться.

1.5 часа

 

 

 

Тренинг “Психологическая культура личности”

 

1

Психогимнастические упражнения:

"Запомнить животное", “Живые карины”, “Подхватить карандаш”. Упражнения “Передача информации”, “Передача историй”, “Ведущие глаголы в речи”, "Письмо из прошлого". Групповая дискуссия об умении анализировать собственные мысли.

4 часа

2

Психотехнические упражнения:

"Театр пантомимы", "Поймать движение", "Сплоченность","Пожелания".Упражнения “Ориентация в контакте”, “Угадай другого по его вкусам”, “Умение быть в разговоре”.

4 часа

3

Тренинг общения: Задачи

"Цепь", "Трамплин", "Ситуации уверенности и неуверенности". Психотехнические игры: "Найти пару", "Прогнозирование альянсов в группе". Групповая дискуссия на тему профессионального самоопределения.

4 часа

4

Психогимнастические упражнения: “Найти свое животное”, “Первое впечатление”, “Кто инициатор движения?” Психологические игры: "Вспомнить облик другого", "Не дыши в затылок".

4 часа

5

Психогимнастические упражнения: “Пишущая машинка”, “Колпак”, “Ералаш”. Психотехническая игра "Пойми фразу". Упражнение “Контакт с трудностями”. Групповая дискуссия о стилях общения.

4 часа

6

Тренинг общения: "Круг субличностей", “Диалог субличностей”(Дж.Рейнуотер),"Психодрама субличностей". Групповая дискуссия на тему индивидуального и коллективного бессознательного.

4 часа

7

Психотехнические упражнения "Искренняя радость", "Эмоциональный телефон", "Передача движения". Элементы психодрамы:диалог победителя и проигравшего. Упражнение “Смена позиций”.

4 часа

8

Психогимнастические упражнения “Чужие коленки”, “Трак”. Психотехнические игры: "Какая рука горячее", "Разговор больших пальцев", "Эмпатия".

Групповая дискуссия об умении устанавливать и выходить из контакта.

4 часа

9

Тренинг общения: "Я за тебя отвечаю", "Мнения","Понять состояние другого". Ролевая игра "Обращение". “Готовность к контакту”.

4 часа

10

Психотехнические упражнения:

"Представить звуки”, “”,"угадай, чьи ладошки". Ролевая игра "сыщики". Упражнение “Надпись на футболке” (Э.Берн) на исследование коммуникативных стереотипов.

4 часа

11

Психогимнастические упражнения умения слушать. Психотехнические упражнения:

"Передача предметов", "Какого я цвета?". Упражнение “Качества человека”, “Наблюдение за другим”, “Суд присяжных”.

4 часа

12

Тренинг общения: "Что обо мне думают?", "Угадай, кто сзади", "Вчувствование", "Поиск вслепую". Упражнения “Гирлянда переживаний”, “Эмоциональные ситуации”.

4 часа

13

Психотехнические упражнения : “Действия по кругу”, “Цифра 6”, “Моргающий зазывала”. Упражнения “Наименее знакомый”, “Дипломатия”. Групповая дискуссия на тему языков общения.

4 часа

14

Психотехнические упражнения: "Вхождение в образ", "Подарить цветок", "Что за предмет?". Групповая дискуссия на тему эмоциональности и интуиции.

4 часа

15

Тренинг общения: "Ориентация в ощущениях", "Чувства и состояния", "Чувство времени", "Отказ". Психодиагностика – методикой Q-сортировки (исследование отношения к себе).

4 часа

16

Психотехнические упражнения "Угадай со спины", "Побег", "Выбор".Ролевая игра "Мы и они".

4 часа

17

Тренинг общения: "Как не ссориться?", "Мое!", "Объявление", “Описание группировок”.

4 часа

18

Психотехнические упражнения:

"Синестезии", "Морской бой","Игра в прятки", "Подарок в карусели". Упражнения “Вопросы на прогноз”, “Пойми невербальный сигнал”, “Двенадцать ликов Я”.

4 часа

19

Тренинг общения: "Досье на друзей", "Диссертация", "Письмо в будущее". Психодиагностика: тест "Несуществующее животное".

4 часа

20

Психотехнические упражнения "Бегущие огни", "Сиамские близнецы", "Прилипалы". Элементы психодрамы:разыгрывание темы “Любовь в жизни и в воображении”.

4 часа

21

Тренинг общения: "Молва", "Вжиться в другого человека", "Характеристика". Групповая дискуссия на тему морали и нравственных запретов.

4 часа

22

Психотехнические упражнения:

"Марионетки", "Неожиданные ситуации", "Фотографическая память". Психологическая игра “Козлятушки-ребятушки”.

4 часа

23

Тренинг общения: "Грани сходства и различия", "Невербальное признание в любви". Психологическая игра “На необитаемом острове”. Психодиагностика: тест Люшера исследования эмоционального состояния.

4 часа

24

Психотехнические упражнения:

"Мальчики и девочки", “Встреча на дискотеке”, “Психорегуляция”, “Резервуар”, “Зонтик”. Групповая дискуссия о методах эмоциональной саморегуляции.

4 часа

25

Тренинг общения:

"Понимание значимости другого", "Удельный вес", “Кто лидер?”, “Откровенно говоря”, “Контакт в разных ролевых позициях”. “Психодиагностика: метод "Незаконченные предложения".

4 часа

26

Психотехнические упражнения:

"Атомы", "Противоположная эмоция", "Изобразить состояния".Психологическая игра “Дилемма узника”.

4 часа

27

Тренинг общения: "Обмен контактами", "Что нового?","Обратная связь в общении", "Понимание подтекста". Психодиагностика методикой изучения структуры темперамента В.М. Русалова.

4 часа

28

Психотехнические упражнения: "Падение на руки в паре", "Падение на руки", "Падение на руки в карусели". Психологическая игра “Красное и черное”. Психодиагностика – методикой Рокича изучения ценностных ориентаций личности.

4 часа

29

Тренинг общения:

"Общение на нескольких уровнях включенности", "Без маски", "Мои задачи". Групповая дискуссия на тему развития творческого потенциала. Психодиагностика: методика изучения межличностных отношений Т.Лири.

4 часа

30

Психотехнические упражнения: "На ком оборвется?", "Скажи соседям хорошее", "Собрать чемодан в дорогу", “Я-подарок для человечества” Психодиагностика Я-концепции и самооценки подростков.

4 часа

Всего второй этап программы рассчитан на 144 часа.

На втором этапе программы подростки приобретут опыт профессионального самоопределения, смогут на практике освоить большинство навыков и умений в области коммуникативной компетентности, сформируют широкий набор коммуникативных программ, приобретут устойчивую высокую самооценку, смогут овладеть навыками экспресс- и более длительного снятия стресса, будут способны легко включаться в общение с другими людьми и применять полученные социально-психологические знания в будущей жизни.

Результатами всей программы “Психологическая культура личности” будет стимуляция саморазвития подростков, которая поможет им сформировать способность управлять текущими событиями, выстраивать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей своей красе (Н.Р. Битянова). Конкретным результатом осуществляемой программы может быть “взрослость человека так, как ее понимает М.И. Лисина, а именно как целостность личности, не имеющей функциональной определенности и функциональных ожиданий по отношению к другим людям, а имеющей только потребность в отношениях с ними, причем распространяющееся на всех взрослых независимо от того, как и что они ему сделали. Такая сверхзадача, конечно, невозможна без активного участия самого подростка.

 

 

Обеспечение программы.

 

    1. Методическое обеспечение.

Для реализации программы необходимо использовать:

а) набор психологических методик: “Автопортрет”, “Несуществующее животное”, “Опросник Басса - Дарки”, ДДО, тест описания поведения К.Томаса, методика "Личностный дифференциал", методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, методика "Q -сортировка", тест Люшера, тест выявления структуры темперамента В.М. Русалова, тест на целеустремленность М.Вудкока и Д. Френсиса, методика Рокича изучения ценностных ориентаций личности .

б) компьютерные варианты тестов;

в) методические пособия для проведения игр и упражнений, разработанные психологической службой Центра;

г) фонотеку музыкальных записей, используемых на занятиях;

д) видеотеку учебных фильмов.

 

Методики используются для составления личностного профиля подростков, контроля межличностных отношений в группе, контроля изменений в личности подростка и групповой динамики.

 

2) Материально - техническое обеспечение.

Занятия будут проходить успешно при наличии:

а) зала размером не менее 25 м. кв.;

б) в зале должен быть с палас, мягкие стулья, настенная доска для записей, плотные шторы на окнах, комбинированное освещение, которым можно было бы управлять по желанию тренера;

г) музыкальный центр с дистанционным управлением;

д) телевизор с видеомагнитофоном;

е) видеокамера;

ж) компьютер;

з) аудио - и видеокассеты;

и) цветные карандаши, краски, фломастеры, ручки шариковые, простые карандаши, ножницы, клей, кисточки;

к) бумага формата А-1 – А-4, тетради ученические.

 

 

Заключение

Программа предоставляет подросткам возможность повысить индивидуальные коммуникативные умения, увеличить набор альтернативных видов поведения, научиться чуткости к собственным и чужим потребностям, укрепить свою самоидентичность и наметить направление будущего развития, повысить свою самооценку и чувство собственного достоинства. Все эти возможности способствуют адаптации и более “мягкому” прохождению этапов социализации подростками.

Являясь моделью реальных социальных отношений, группа, в которой работают участники программы, создает условия, в которых взаимодействии участников друг с другом оказывает такое же воздействие на индивидуальные установки и поведение каждого, какое можно наблюдать и в повседневной жизни. Занятия по программе “Психологическая культура личности” обеспечивают более быстрое, ускоренное психокоррекционное воздействие. А вновь приобретенные умения, опыт переживаний, полученные в искусственно созданной ситуации, могут легко и естественно переноситься во внешний мир.

В игровом пространстве процессы являются обратимыми, а само оно в целом - более контролируемым и управляемым, чем пространство реальной жизни, что предоставляет подросткам широкие возможности для эксперимента и выработки оптимальной стратегии поведения в каждом конкретном случае.

Еще одним преимуществом такой формы работы является возможность получения каждым участником обратной связи. Человек получает широкий спектр мнений, что само по себе уже является важным фактором в развитии личности. Значимые реакции других оказывают влияние на его оценку своих установок и поведения, облегчают разрешение межличностных конфликтов вне группы.

 

Литература для подростков:

  1. Аргайл М. Психология счастья. -М. 1990.
  2. Акимов И., Клименко В. О природе таланта (о мальчике, который умел летать). - М. 1994.
  3. Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М. 1985.
  4. Алексеев А.А, Громова Л.А. Поймите меня правильно. - Л. 1993.
  5. Алиев Х.М. Ключ к себе: этюды о саморегуляции. - М. 1990.
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- М. 1988.
  7. Гримак Л.П. Общение с собой.-М. 1991.
  8. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. -М. 1996.
  9. Зимбардо Р. Застенчивость. -М. 1991.
  10. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. - С-Пб. 1994.
  11. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям.- М. 1993.
  12. Клименко В.В. Психологические тесты таланта.- С-Пб. 1996
  13. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. - Ростов – на - Дону. 1992.
  14. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. – М., 1990
  15. Леви В. Искусство быть собой. - М. 1991.
  16. Леви В. Нестандартный ребенок.- М. 1996.
  17. Ниренберг Д. и др. Как читать человека, словно книгу. -Баку 1992.
  18. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. -М. 1991.
  19. Пекелис В. Твои возможности, человек! - М. 1986.
  20. Пиз А. Язык телодвижений. -М. 1992.
  21. Попов Г.Х. Техника личной работы. -М. 1979.
  22. Прихожан А.Н. Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе. - М. 1994
  23. Стивенс Дж. Приручи своих драконов. - С-Пб. 1995.
  24. Харрис Т.А. Я хороший, ты хороший .- М. 1993.
  25. Цветков Э. Мастер самопознания или погружение в я.- С-Пб. 1995.
  26. Шостром Э. Анти - Карнеги или Человек манипулятор. -М. 1992.
  27. Шрайнер К. Как снять стресс. -М. 1993
  28. Эриксон М. Мой голос останется с вами.- С-Пб. 1995.

 

Литература для преподавателей:

Психология старшего подросткового возраста:

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков.- С-Пб.. 1994.
  2. Байярд Роберт Т. , Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М. 1995.
  3. Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику.- М. 1992.

  1. Гарбузов В.И. От младенца до подростка. - С-Пб.. 1996.
  2. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. -М. 1991.
  3. Кон И. С. Психология старшеклассника. М. 1980.
  4. Кон И. С. Психология ранней юности. -М. 1989.
  5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М. 1995.
  6. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления

личности.- М. 1995.

Методы групповых занятий:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Баку. 1993.
  2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений.- М. 1993.
  3. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодиагностика, упражнения, игры.- С-Пб. 1996.
  4. Гринберг И.А. Психодрама и групповой процесс.- М. 1993
  5. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга. -Л. 1990.
  6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.- Л., 1985.
  7. Киппер Д., Клинические ролевые игры и психодрама.- М. 1986
  8. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург. 1997.

  1. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. -М. 1995.

  1. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. -М. 1998.
  2. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы. -М. 1986.
  3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. -М. 1991.
  4. Лейтц Г. Теория и практика. Классическая психодрама Морено Я.Л. -М. 1994.
  5. Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М. 1989.
  6. Петровская Л.В. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. -М. 1982.
  7. Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг.- М. 1994.
  8. Петрусинский В.В. Игры для интенсивного обучения. -М. 1991.
  9. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. Педагогические игры. -М. 1994.
  10. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. На пути к совершенству. Искусство экспромта. -М. 1995.
  11. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. -М. 1993.
  12. Прутченков А.С. Специализированный тренинг. Предприниматель. -М. 1993.
  13. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения.- М.-Воронеж. 1997.
  14. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге.- С-П. 1993.
  15. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.- М. 1988.
  16. Роджерс К. О групповой психотерапии. -М. 1993.
  17. Рудестам К. Групповая психотерапия. -М. 1990.
  18. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. -М. 1996.
  19. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). -М. 1992.
  20. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы к групповой работе с людьми. Методические описания и комментарии. - С-Пб. 1992.
  21. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М. 1995.
  22. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М. 1994.

Методы психологического консультирования:

 

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М. 1991.
  2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. -М. 1995.
  3. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций.- М. 1992.
  4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - 1995.
  5. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики.- М. 1995
  6. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Теория и практика. -М. 1994.
  7. Бурменская Г.В. , Карабанова О.А. , Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. -М. 1990.
  8. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. -С-Пб. 1994
  9. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования.-Киев. 1995.
  10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- Л. 1988.
  11. Кейсмент П. Обучаясь у пациента. - Воронеж. 1995
  12. Коссаковски А. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. -М. 1981.
  13. Красило А.И. Энциклопедия практического самопознания. -М. 1994.
  14. Мэй Р. Искусство психологического консультирования.- М. 1994.
  15. Наранхо К. Гештальт - терапия: Отношение и Практика атеоритического эмпиризма. -Воронеж. 1995.
  16. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост (в 2-х томах). - М. 1985.
  17. Ферручи П. Кем мы можеи быть: Психосинтез как метод психологического и духовного роста. - С-Пб. 1992.
  18. Обуховский К. Психология влечений человека. - М. 1971
  19. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. -М. 1991.
  20. Цветков Э. Мастер самопознания или погружение в я. - С-Пб. 1995.
  21. Эриксон М. Мой голос останется с вами. С-Пб. 1995.

Психодиагностика:

 

  1. Алексеев А.А, Громова Л.А. Поймите меня правильно. -Л. 1993.
  2. Анатастази А. Психологическое тестирование. -М. 1982.
  3. Дружинина В. И. Психодиагностика общих способностей. -М. 1996.
  4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. -М. 1990.
  5. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.-Псков. 1994.
  6. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. -С-Пб. 1996.
  7. Кудряшов А.Ф. Лучшие психологические тесты.- С-Пб. 1992.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М. 1995.

Психология одаренных детей:

 

  1. Акимов И., Клименко В. О природе таланта (о мальчике, который умел летать).- М. 1994.
  2. Леви В. Нестандартный ребенок. -М. 1996.
  3. Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтеса. –М.,1996.
  4. Исследование проблем психологии творчества. Под ред. Пономорева Я.А. -М. 1983.
  5. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М. 1995.

 

Методы психической саморегуляции:

 

  1. Алексеев А.В. Себя преодолеть.- М. 1985.
  2. Алиев Х.М. ключ к себе: этюды о саморегуляции. -М. 1990.
  3. Грэгор О. Как противостоять стрессу.- С-Пб. 1994.
  4. Готвальд Ф.Т., Ховальд В. Помоги себе сам. Медитация. -М. 1992.
  5. Горбунов Г.Д. Учитесь управлять собой.- Л. 1976.
  6. Иванов М.Ю. Как управлять собой и влиять на других людей. -М. 1991.
  7. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. -М. 1993.
  8. Линдерман Х. Система психофизического саморегулирования. -М. 1994.
  9. Линдесиан Х. Аутогенная тренировка. -М. 1975.
  10. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка: Справочное пособие. - Л. 1986.
  11. Селье Г. Стресс без болезней. -М. 1994.
  12. Стивенс Дж. Приручи своих драконов. - С-Пб. 1995.
  13. Теория и практика аутогенной тренировки.- Л. 1980.
  14. Шрайнер К. Как снять стресс. - М. 1993
  15. Эмоциональная саморегуляция (методическое пособие).- Самара. 1998

 

Социально-психологическая литература:

 

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. -М. 1995.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М. 1986
  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания.-М. 1984.
  4. Битянова Н.Р. Социальная психология.- М. 1994.
  5. Битянова Н.Р. Психология личностного роста.- М. 1995.
  6. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. -М. 1990.
  7. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. -М.1992.
  8. Выготский Л.C. Психология искусства.- М. 1987.
  9. Выготский Л.C. Психология искусства.- М. 1987
  10. Грэхем Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. -М. 1993.
  11. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. -Киев 1989.
  12. Гримак Л.П. Общение с собой. -М. 1991.
  13. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М. 1994.
  14. Гроф С. За пределами мозга. -М. 1993.
  15. Гроф С. Путешествие в поисках себя.- М. 1994
  16. Дерябо С. ,Ясвин В. Гроссмейстер общения. -М. 1996.
  17. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.- М. 1993.
  18. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М. 1987.
  19. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. -М. 1996.
  20. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония.- Киев 1989.
  21. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита.-М. 1997.
  22. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. -М.1988.
  23. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б., Человек развивающийся.-М. 1994
  24. Зимбардо Р. Застенчивость. -М. 1991.
  25. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. -М. 1995.
  26. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. - С-Пб. 1994.
  27. Кондрашенко В.Т., Донской Д.Н. Общая психотерапия. -Минск 1993
  28. Киршева Н.В. , Рябчикова Н.В. Психология личности. -М. 1995.
  29. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям.- М. 1993.
  30. Корнелиус Х. и Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М. 1992.
  31. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения.-М. 1993.
  32. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха.- М. 1993.
  33. Кутасова Т.В. Хрестоматия по социальной психологии.- М. 1994.
  34. Ландж А., Эллис А. Не давите мне на психику.-С-П. 1997.
  35. Леви В. Искусство быть собой. -М. 1991.
  36. Леонгард К. Акцентуированные личности.-Киев. 1978.
  37. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. -Ростов – на - Дону. 1992.
  38. Лупьян Я.А. Барьеры общения. Ростов - на - Дону. -1991.
  39. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж. -1993.
  40. Майерс Д. Социальная психология. - С-Пб. 1997.
  41. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. -М.1985.
  42. Немов Р. Психология. -М. 1994.
  43. Ниренберг Д. и др. Как читать человека, словно книгу. -Баку 1992.
  44. Овчиников Б.В.,Павлов К.В. , Владимирова И.М. Ваш психологический тип.- С-Пб. 1994.
  45. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. - М. 1993.
  46. Пиз А. Язык телодвижений. -М. 1992.
  47. Попов Г.Х. Техника личной работы.- М. 1979.
  48. Прихожан А.Н. Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе. -М. 1994
  49. Психология с человеческим лицом.-М. 1997.
  50. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах: как стать собственным психотерапевтом. - М. 1992.
  51. Снисаренко А.Б. и др. Популярная сексология. -М. 1995.
  52. Харрис Т.А. Я хороший, ты хороший. - М. 1993.
  53. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика.- М. 1992.
  54. Шарп Д. Типы личности. - Воронеж. 1994.
  55. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - Ростов-на-Дону 1993.
  56. Шостром Э. Анти - Карнеги или Человек манипулятор.- М. 1992.
  57. Штанль А. Язык тела.- Баку. 1992.
  58. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет: эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. - Самара. 1996.


Hosted by uCoz