Одиночество

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Что есть одиночество?

2. Классификации одиночества

3. Теории одиночества

3.1 психодинамические

3.2 феноменологические

3.3 социологические

3.4 экзистенциально-гуманистичекие

3.5 интеракционистические

3.6 когнитивные

3.7 интимные

3.8 теоретико-системные

4. Заключение

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одиночество - одна из главных проблем в обеспечении психологичес-

кого благополучия. Это острое внутреннее субъективное переживание.

Внешняя социальная изоляция не есть одиночество, она лишь может спо-

собствовать его появлению или усиливать основные симптомы. Одиночество

обычно переживается на двух уровнях:

1. эмоциональный: чувство полной погруженности в себя, покинутос-

ти, обреченности, ненужности, беспорядка, пустоты, чувства по-

тери, иногда ужаса;

2. поведенческий: падает уровень социальных контактов, разрыв

межличностных связей.

Одиночество - не просто переживание. Это особая форма самовоспри-

ятия, острое самосознание. В повседневном самосознании мы переживаем

свое состояние в контексте взаимосвязей. Одиночество как раз и говорит

о разрушении этой сети. Одиночество - это ощущение, которое проявляется

в форме потребности быть включенным в какую-то группу или потребность

в контакте с кем-либо. Основополагающим выступает чувство отсутствия,

потери, крушения. Осознание своей исключенности и непонимания другими.

Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, обреченными, потерянными, не-

нужными. Все эти ощущения носят мучительный характер.

Одиночество - это разрыв связей, в то время как наши ожидания

ориентированы на сохранение этих связей. Одинокий человек чувствует

отрыв от прошлого, а также свою ненужность в будущем.

Таким образом, если обобщить, то одиночество - это переживание,

вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную

форму самосознания и показывает раскол основной реальной сети отноше-

ний и связей внутреннего мира личности.

Это определение позволяет развести одиночество, печаль, депрес-

сию, чувство страха.

Описывая одиночество, сам переживающий его субъект может выделить

следующие аспекты:

1. Изначальное событие. Одиночество обычно приходит как внезапное

осознание. Толчком к этому осознанию обычно выступает какое-либо собы-

тие.

2. Переживание собственной ненужности, несостоятельности, неспо-

собности установить социальные контакты.

3. Субъект также способен выделить причины одиночества. Они могут

быть как внешние, так и внутренние. В качестве внутренних постоянно

действующих причин можно выделить соответствующие черты характера,

например, стеснительность. В качестве внешней причины может быть наз-

вана какая-либо ситуация, например, компания незнакомых людей.

По результатам исследований на выборке студентов, ими были назва-

ны следующие причины одиночества:

1. Недостаток собственных усилий по установлению социальных кон-

тактов (внутренняя нестабильная причина);

2. Физическая непривлекательность (внутренняя стабильная причина);

3. Отсутствие возможности (внешняя не6стабильная).

Одиночество тесно связано с падением самооценки. Низкая самооцен-

ка выступает и как причина, и как следствие переживания одиночества. В

этом смысле одиночество - результат внутреннего психологического самоот-

чуждения личности от ее истинных чувств. Одиночество порождается дис-

сонансом между истинным "я", "Я" для других; восприятия "Я" и того,

как его видят; несоответствие между идеальным и актуальным.

Не все люди одинаково склонны испытывать одиночество. На воспри-

имчивость к этому переживанию могут повлиять:

- прошлый опыт человека;

- уверенность в себе;

- общительность, коммуникабельность;

- уровень притязаний и так далее.

 

КЛАССИФИКАЦИИ ОДИНОЧЕСТВА

 

Классифицировать одиночество чрезвычайно трудно, так как это

чрезвычайно индивидуальное переживание, качественно и количественно

различное у разных людей. Поэтому традиционная классификация выглядит

чрезвычайно бедно.

1. Одиночество как переживание, не выходящее за пределы нормы;

2. Патологическое одиночество (клинические случаи; сопровождаются

депрессией, апатией, вспышками гнева, присутствует мотив самоистяза-

ния).

В дальнейшем в реферате я рассматриваю лишь первый вид. Нормаль-

ное одиночество можно также разделить на:

1. Эпизодическое (встречается в течение жизни у всех людей);

2. Хроническое (постоянно присутствующее чувство с оттенками без-

надежности. Жизнь становится невыносимой. Теряется смысл существова-

ния. Постепенно распадается личность. Часто проявляется склонность к

суицидальному поведению.

Эпизодическое одиночество может быть:

- кризисным (переживания чрезвычайно сильны, человек может впа-

дать в аффект. Опять же может наблюдаться склонность к суициду).

- безкризисным ("латентным"). Этот вид эпизодического одиночества

наиболее характерен для здоровой уравновешенной личности. Переживается

как дискомфорт, тоска. Выступает в качестве побудительной силы к дейс-

твиям по восстановлению утраченных внешних или внутренних связей.

Интересную классификацию типов одиночества предложил Садлер. Он

выделил элементарный феномен, лежащий в основе всех переживаний, и

назвал его личностным миром. Он имеет четыре основных направления, в

соответствии с которыми человек реализует свои возможности:

1. Уникальность судьбы индивида: актуализация внутреннего "Я" во

всей его многозначности;

2. Традиции и культура личности (то есть личностные ценности и

идеи);

3. Социальное окружение. Реализация социальных ролей.

4. Восприятие других людей.

В соответствии с этими критериями выделяется четыре вида одино-

чества, в зависимости от того, какое из них фрустрируется. Итак, Сад-

лер описал:

1. Экзистенциальное, или космическое одиночество;

2. Культурное одиночество;

3. Социальное одиночество;

4. Межличностное одиночество.

Одиночество становится особенно нестерпимым, если оно представля-

ет собой комплекс всех этих четырех видов.

Остановлюсь подробнее на этой классификации.

1. Экзистенциальное одиночество.

Оно связано, во-первых, с постижением себя как целостной реаль-

ности, соотнесение себя с природой. Если эта потребность не удовлетво-

ряется, то возникает ощущение одиночества в виде тоски по Родине, об-

щению с природой. В общении с другими людьми этот вид одиночества ис-

чезнуть не может (его можно лишь на время приглуштиь), так как причины

его лежат вне сферы человеческих коммуникаций. Встречается это пережи-

вание не у всех, а лишь у людей определенных профессий, тесно связан-

ных с природой и т. п.

Во-вторых, у некоторых личностей сильно развита потребность в

причастности к Богу, мистическому. При ее фрустрации возникает специ-

фическое переживание одиночества. Это сильнейший мотивирующий фактор,

приводящий к образованию сект, порождающий религиозный фанатизм. Встре-

чается редко.

В-третьих, у человека может остаться неудовлетворенной сильнейшая

потребность в осознании собственной уникальности. Человек переживает

самоотчуждение, осознает, что развитие одной стороны "Я" сводит на нет

развитие остальных и чувствует дискомфорт. Выражается этот вид одино-

чества также в виде стремления к "истинному Я".

2. Культурное одиночество - переживание отрыва от культурного

наследия, которое являлось существенной частью жизни. В основном пере-

живается в виде переживания разрыва со старыми ценностями, что являет-

ся важным элементом в жизни молодежи.

3. Социальное одиночество встречается гораздо чаще. Связано с

взаимоотношениями личности и группы. Источниками социального одино-

чества могут быть:

- изгнание;

- отвержение группой;

- неприятие.

Человек чувствует, что его оттолкнули, исключили, не оценили и

так далее. Ощущения изгнания, того, что человек лишний. Часто наблюда-

ется у людей с неустановившимися социальными ролями. Для таких людей

характерно беспокойство о своем социальном положении, тревога относи-

тельно социальной идентичности.

Страдают от такого одиночества в основном люди, нуждающиеся в со-

циально значимой включенности: старики, малообеспеченные, эксцентрич-

ные люди, подростки, женщины.

По мнению многих авторов, именно из страха перед социальным оди-

ночеством люди так активно включаются в социальную деятельность, в

коллектив, в общение.

Еще одна разновидность социального одиночества может возникнуть,

когда человека воспринимают только как роль.

4. Межличностное одиночество обычно выступает в тесной связи с

социальным одиночеством, но связано с отвержением или непониманием,

неприятием каким-либо конкретным человеком.

Люди, испытывающие все четыре вида одиночества, страдают аномией

(расстройством личности). Аномичные люди обладают общими чертами: неп-

риятие себя и других или же тяготение к действиям под внешним контролем

(такие люди чувствуют, что жизнь идет как бы независимо от их воли.

Они также списывают всю ответственность на судьбу или что либо еще). У

аномичного человека часто возникает ощущение, что он живет в пустом

пространстве без ориентиров. Люди устают от такого существования.

Жизнь утрачивает ценность. Часты попытки суицидов. Такие люди самосто-

ятельно не способны бороться со своими переживаниями одиночества.

 

ТЕОРИИ ОДИНОЧЕСТВА

 

Те взгляды, которые изложены в этой главе, могут быть названы те-

ориями лишь с большой натяжкой. В процессе развития теории можно выде-

лить три этапа:

1) Положения, взгляды, делающие упор на важности феномена одино-

чества, показывающие его значимость как для психологии, так и для жиз-

ни в целом.

2) Изучение этого феномена, а также попытка сравнения его сущнос-

ти с другими сходными феноменами, чтобы выявить специфику.

3) Собственно теоретический этап, когда теория предстает в закон-

ченном виде.

Что касается теорий одиночества, то большинство из них не идут

дальше второй стадии. Поэтому правильнее, как мне кажется, называть

эти разработки моделями.

Существующии модели одиночества часто носят эпизодический, несис-

темный характер. Их можно классифицировать на 8 основных групп.

1. Психодинамические.

2. Феноменологические.

3. Экзистенционально-гуманистические.

4. Социологические.

5. Интеракционистические.

6. Коллективные.

7. Интимные.

8. Теоретико-системные.

 

1. Психодинамическая модель, а точнее модели, включают в себя

взгляды психоанализа.

Фрейд: Изучал одиночество в связи со страхом смерти. По его мне-

нию, люди люди боятся не столько самой смерти, сколько одиночества.

Ведь смерть - прекращение существования нашего сознания. Если бы мы

боялись именно этого, то нам было бы страшно спать по ночам. Мы стра-

шимся не потери сознания, а состояния изоляции, одиночества. Нас ужа-

сает в смерти возможность сохранения сознания но в полном одиночестве.

Единственной возможностью избежать одиночестваявляется общение,

наличие которого является взаимным подтверждением нашего существова-

ния.Такие самоподтверждения необходимы для нормального функционирова-

ния психики. А их отсутствие, т.е. одиночество, попрождает глубочайший

страх.

В детвстве на ранних этапах ребенок испытыввает чувство слитности

с окружением ("океаническое чувство"). Это первый этап формирования

ЭГО, на нем человек не чувствует одиночества.

Но как только человек понимает свое истное сущностное положение,

и в той мере в которой он его понимает, человек становится "безнадеж-

но" одиноким. Он постоянно пытается избавиться от него посредством об-

щения. Но если ребенок с детства окружен только любовью и заботой то

формирование ЭГО не завершается. Результатом этого является нарцисси-

ческая личность. Она не способна полноценно общаться. Поэтому такие

люди очень сильно переживают одиночество.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что Фрейд изучал

одиночество не само по себе, а в контексте изучения страха смерти и

формирования Эго. В его концепции одиночества постоянно, начиная с

раннего детства, присутствует в переживании человека. Страх одиночест-

ва в принципе выполняет положительную функцию, так как заставляет лю-

дей общаться. По большому счету, одиночество сплачивает общество в це-

лом.

Эти же идеи высказывал Бен Миюскович:

Одиночество - явление, характерное для сознания. Но мы одиноки не

всегда. Если существует альтернатива - общность (дружба, любовь). В то

время, когда мы испытываем дружбу или любовь, одиночество не осознает-

ся, но создает возможности дальнейшей дружбы и любви.

Вейсс: одиночество корениться во внутренней природе человека, его

конституции. Мы никогда не "излечим" одиночество: человек психологи-

чески и физиологически одинок.

Дж. Ховард: человек - единственное самосознающее существо в жи-

вотном царстве. В этом смысле он одинок. Поэтому всегда пытается ра-

зорвать эту оболочку, объединяясь. Он пытается либо "вобрать" в себя

другого, либо вырваться за собственные пределы. И то и другое никогда

полностью не осуществимо. Поэтому на протяжении жизни мы с помощью об-

щения, прикосновения, самовыражения, действия вовне стремимся к объ-

единению с тем, чтобы выйти за собственные пределы, чтобы не быть оди-

ноким.

Фромм: моральное одиночество определяется как неспособность людей

соотноситься не только с другими людьми, но и с ценностями, идеалами

вообще.

Человек, достигнув уровня индивидуального самосознания и устано-

вив свое уникальное тождество (личностное), неожиданно сталкивается со

своим абсолютным одиночеством. Ведь он никогда не сможет полностью

принять ценности, идеалы, внутренний мир других людей. Таким образом

возникает проблема: с одной стороны, человек стремится к отделению от

аморфной области, но с другой, осуществив это, человек чувствует себя

одиноким, а как следствие - тревожным. Поэтому начинается путь обрат-

ный (попытки достигнуть общности), но никогда не осуществимый. Все

направленные вовне интересы - попытка бегства от неизбежного одино-

чества. У каждого человека в процессе жизни складывается индивидуаль-

ная стратегия бегства, которая запечатлевается в характере. Поэтому

Фромм выделяет следующие типы характеров: 1) садист ("вбирает" в себя

личности других: они для него и не являются личностями, сеорее стано-

вятся частями его собственного "Я".) 2) мазохист (включает себя в дру-

гого. Входит составной частью в потребности, интересы другого. Живет в

постоянном одиночестве) 3) конформист (сливается со всеми, некритично

раздекляет все желания и мнения группы. Полность теряет самоиднтич-

ность).

Это некоструктивные пути бегства от оджиночества, так как они

разрушают самоосзнание, разрушают личность и ее самоидентичность. Бо-

лее удачными способами понимания страха, связанного с облдиночеством,

может бывть развитие чуства общности, то есть соединение себя с дру-

гими, опять-таки, в дружбе и в любви.

Еще одна, очень схожая с предыдущими, концепция принадлеждит Мар-

тину Буберу: спасаясь от постоянной тревожности и страха, человек бе-

жит: 1) в индивидуализм; 2) в коллективизм. В первом случае обесцени-

вается существование других. Во втором отвественность заменяется кол-

лективной. Коллектив обеспечивает тотальную безопасность (господствует

только внешняя реальность). Но это только иллюзия, избавление от оди-

ночества, та как коллектив не обеспечиает истинной близости.

А только когда человек постигнет другого во всей его индивидуаль-

ности, он ихзбавится от собственного одиночества. Такой процесс, по

мнению автора, возможен только когда личность испытала "потрясение

встречи" с другим человеком. В коллективе же личность отказывается от

себя. Она не способна осуществить прорыв к другому, так как подлинное

отношение существует только между подлинными личностями.

В личности тех людей, которые выбрали названные два способа

бегства, зрее бунтъ. А его симптомом опять является чуство одиночества

Существует ли третий путь? Бубер говорит, что он заключается в

пространстве "между". Это пространство постоянно заново конструирует-

ся. Это и есть момент истинной близости, очень кратковременный момент

истинного диалога. Часто в таких ситуация слова не нужны.

Еще один представитель данного подхода - Зилбург. Он предлагал различать понятия одиночества и уединенности. Уединенность - это нормальное и преходящее умонастроение, возникающее в результате отсутствия конкретного кого-либо. Одиночество же - это неопределенное постоянное ощущение.

Он выделил черты личности, способствующие ощущению одиночества, и проследил причины их развития. Итак, такими чертами выступают нарциссизм, мания величия, враждебность. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества. Он эгоцентричен. Проявляет болезненную скрытость или враждебность (как вовнутрь, так и вовне). Происхождение этих черт берет свое начало в раннем детстве. Маленький ребенок испытывает радость быть любимым, вызывать восхищение и одновременно чувствовать собственную слабость. Это и есть зародыш отчужденности, враждебности и бессильной агрессии другого человека.

Салливан: Одиночество впервые возникает в подростковом возрасте, когда потребность в близости (действующая на протяжении всей жизни) выражается в потребности в приятеле, друге. Если в связи с отношениями с родителями у ребенка не сформировались коммуникативные навыки, ребенок становится неспособным удовлетворить эту потребность в интимности. А такая ее фрустрация как раз и ведет к одиночеству. Испытанное в этом возрасте одиночество часто закрепляется и становится характерным для этого человека чувством.

Таким образом, все концепции данного направления определяют одиночество как результат ранних влияний на личностное развитие ребенка. В определении факторов, ответственных за возникновение одиночества, в дальнейшем акцент делается на внутриличностных особенностях (развитие самосознания, характер и т. п.).

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОДИНОЧЕСТВА

 

Роджерс: Общество вынуждает индивида действовать в соответствии с общественными нормами, идеалами, образцами. Эти влияния чужды "истинному Я" индивида. Т.о., возникает противоречие между "истинным Я" и "Я в отношении других". Это "Я для других" часто настолько усиливается, что человек утрачивает сохранительные барьеры своего собственного "Я". Тогда индивид считает, что если он не будет выполнять общественные ожидания, то ему будет отказано в контакте со стороны других. Уверенность в том, что их "истинное Я" будет отвергнуто другими, делает людей одинокими. Чтобы избежать этого, такие люди стараются понизить это чувство, играя общественные роли. Но этот путь ведет к отчуждению "истинного Я", потере его и к чувству опустошенности.

Другие последователи, например, Мооре, указывают источник одиночества в несоответствии между "действительным Я" и "идеальным Я". "Действительное Я" обычно оценивается гораздо ниже. Эта оценка делает поведение индивида неспонтанным, он боится социальных коммуникаций, общения, открыть другому человеку свое "Я". Люди с заниженной оценкой "действительного Я" замыкаются, становятся одинокими.

Таким образом, данное направление рассматривает одиночество как результат внутренней личностной дисгармонии.

 

Представители ГУМАНИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ, например, Мустакас, считают, что одиночество - это творческая сила, возможность встретиться с самим собой. Такая встреча многое дает личности: познание себя, других, возможность по-новому увидеть ситуацию, переоценить ценности, найти смысл собственного существования, действительно понять себя. Это дает возможность вырваться из привычных стандартов поведения, стать собой.

Одиночество, которое можно использовать таким образом, Мустакас назвал истинным одиночеством. Оно проявляется в момент столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, существенные переживания в жизни).

Вообще одиночество имманентно присуще человеческому существованию.Только оно не всегда осознается. А те редкие моменты, когда это происходит, надо уметь продуктивно использовать. Мустакас говорит, что этому можно научиться, преодолев свой страх перед этим состоянием.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

 

Баумен высказал идею о том, что источники одиночества каждой личности лежат вовне, в обществе. На современном этапе ослабевает роль тесных межличностных контактов, отношения все больше деперсонализируются, формализуются.Ослабевают связи в первичной группе, растет семейная лабильность В растущем темпе общественной жизни люди превращаются в направленные вовне, постоянно адаптирующиеся. Люди обособляются от самих себя, не понимают своих собственных желаний. Все это порождает синдром обеспокоенности, к которому добавляется также потребность в постоянном внимании других людей к себе, которая никогда полнлстью не удовлетворяется. Потребности личности в общении, сопричастности и зависимости, в доверии к другому и со стороны другого недостижимы в современном обществе. Это порождает защитные механизмы в виде стремления отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. Т.о., все люди в современном обществе так или иначе, в большей или меньшей степени невротизированы. Одним из симптомов этого является одиночество. Т.о., представители этого направления (а к ним относятся также Рисмен, Дейтер и др.) утверждают, что одиночество - показатель общества в целом. Оно - продукт социальных сил. То есть его причина лежит вне личности.

 

ИНТЕРАКЦИОНИСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ (ВЕЙСС И ДР.)

Одиночество, в принципе, нормальная реакция на комбинированное/интерактивное влияние личностного фактора и среды. В соответствии с преобладанием того или иного компонента выделяют:

1. Эмоциональное одиночество. Возникает при нормальном уровне социальных связей. Но человек не испытывает нормальной тесной интимной привязанности. Это обычно прорждает беспокойство покинутого ребенка, тревогу, пустоту. Причины этого вида одиночества лежат в личности человека (неспособности установить тесный эмоциональный контакт). Но существенно также и влияние среды (отсутствие такого человека, с которым этот контакт можно установить и др.)

2. Социальное одиночество. Большое значение приобретают социальные факторы. Отсутствие дружеских связей или чувства общности со своей микрогруппой, низкий уровень социальных контактов (социальная изолированность). Этот вид одиночества обычно выражается в чувстве ненужности, маргинальности, тоске и т.д.

Одиночество, согласно этой концепции, представляется как нормальная реакция, ключевым фактором которой выступают текущие события.

 

КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ (основной представитель - Энн Пепло)

 

 

 



Hosted by uCoz