Самарский государственный университет

кафедра педагогики и психологии

реферат на тему

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

студентки филологического факультета

отделения романо-германской филологии

641 группы Вайнзоф Юлии

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

1.2 МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭПОХИ

1.3 ЧеЛОВЕК КАК СУБЬЕКТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ 7

2.ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

3.1 СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 12

3.2 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

 

Существует множество точек зрения на то, что такое мировоззрение, какое место в структуре личности оно занимает. Мы попытаемся дать несколько, на наш взгляд, взаимодополняющих определений этого понятия.

В терминах философии, определение мировоззрения может быть следующим.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ- это система взглядов , принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом.

Мировоззрение-это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

И, наконец, мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В обществе издавна существовало и сознательное стремление выработать целостное и обоснованное мировоззрение, в рамках которого была бы осмысленна вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Эта задача, конечно, не по силам одному, даже гениальному человеку. Она решается многими людьми, часто разных поколений, в русле определенной традиции, той или иной философии. Сознательное стремление выработать такого рода мировоззрение проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нем основу не только духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества. (4)

В любом обществе всегда есть много разнообразных философских доктрин, которые по-разному осмысливают современную культуру, всю историю человечества и будущее. Они дают не только разные решения обсуждаемых проблем, но и по-разному решают вопрос об их выделении, по-разному определяют области своей компетенции.

Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения, однако он не может быть свободным от общественных отношений. В мировоззрении человека всегда проявляются черты определенного соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности. Здесь уместно говорить о мировоззрении эпохи.

 

1.2 МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭПОХИ.

 

На протяжении многих тысячелетий в духовной жизни первобытного общества господствовало мифологическое мировоззрение. Синкретическая культура того времени цементировалась мифами, которые передавались из поколения в поколение и в которых рассказывалось о происхождении мира, животных, человека, о деяниях богов. В них описывались события, относящиеся к давно минувшему, но имеющие решающее значение для сегодняшнего дня. Ведь все "тогда" происходившее рассматривалось не только как важное для понимания окружающего мира, но и как образец для действия, поведения людей "теперь". Неразвитость языка, отсутствие возможностей выразить абстрактные понятия, неумение древними людьми различать связи части и целого, а также причинно-следственные связи и другое - все это приводило к тому, что мировоззрение того времени было слабо систематизировано, включало в себя значительную долю образных и эмоциональных компонентов. Миф представлял собой не только повествование. Через обряды, в которых его содержание как бы воспроизводилось и передавалось непосредственно, он был органически включен в жизнь людей. В мифе отражалось единство рода. В нем закреплялись все нормы поведения людей. Чужой миф, в который не могли быть посвящены члены рода, не мог иметь для них никакого значения. Отражая традиции рода, миф не нуждался в проверке. Индивидуальный опыт был не в состоянии как-то влиять на него. Вне рода человек существовать не мог. Поэтому традиционность мифологического имела жизненно важное значение для первобытного общества.

По мере распада мифологической культуры мировоззренческие аспекты духовной жизни общества стали концентрироваться в возникающей в это время особой форме мировоззрения- философии. И с тех пор систематически развитое и обосновываемое мировоззрение стало создаваться на ее основе. Это вовсе не значит, что в других сферах культуры, таких, как наука, литература, искусство, религия, не приобреталось мировоззренчески ценное знание. Однако в них оно возникало в контексте специальных задач соответствующих видов человеческой деятельности, в их языке. И, конечно, оно не могло быть ни систематизированным, ни в достаточной мере обоснованным.

В истории европейской культуры стремление к рационально обоснованному мировоззрению выявилось наиболее четко в Древней Греции. Здесь родилась философия как вид теоретического, доказательного и систематизированного размышления над мировоззренческими проблемами.

Мировоззрение средневековой Европы сложилось в результате синтеза христианства и античной культуры. его формирование сопровождалось интенсивным взаимодействием многочисленных религиозных верований, что привело в итоге к возникновению наднациональной мировой монотеистической христианской религии. Мировоззрение эпохи средневековья, через призму которого европейцы воспринимали действительность на протяжении тысячелетия, представляет собой удивительный феномен истории. Духовная культура этого времени - это многомерный и вместе с тем целостный мир со своими гармониями и оппозициями, творческими успехами и поражениями, нравственными подвигами и страданиями.

Современный мир буквально создан на основе науки. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, средства связи, информационное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, быт просто немыслимы без использования научных знаний. В развитых странах получило широкое развитие всеобщее среднее образование и около половины выпускников средних школ продолжают учебу в высших учебных заведениях. Активно реализуется непрерывное обучение.

Современные представления о мире сложились по сути дела целиком на основе достижений науки 20 века. Теория относительности радикально изменила наше понимание пространственно-временных отношений, квантовая механика - причинно-следственных связей и т.д.

Сегодня существует огромное многообразие философских построений. Однако немногие из них претендуют на создание целостного мировоззрения, ограничиваясь рассмотрением лишь отдельных, хотя и важных проблем бытия.

Однако как бы не были сегодня многообразны мировоззренческие ориентации людей, для нашего времени характерно признание гуманных ценностей и прав человека, его экономической и политической свободы, свободы совести и выбора мировоззрения.

 

1.3 ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

 

Из определений видно, что субъектом мировоззрения может быть как просто человек, так и группа и общество в целом. Нас же будет интересовать личность как субъект мировоззрения.

Индивид, как субъект мировоззрения всегда в собственном переживании соотносит себя с “представлением о человеке вообще” и с “образом мира”, который формируется у него в результате усвоения культурного опыта и приобретения индивидуального опыта бытия в мире. Мир при этом выступает как бытие, ориентированное на утверждение субъективности, как "мир для человека". (2, 45-67)

Личность, как субъект мировоззрения обладает мировоззренческим сознанием. Важной особенностью мировоззренческого сознания является его феноменальность: на поверхности общественной жизни оно проявляется как уже нечто застывшее, не зависимое от отдельных индивидов, включающихся в систему бытующего мировоззрения как феномен. В качестве такого объективно-идеального феномена мировоззрение функционирует как содержательная система сознания, в котором все вопросы, относительно внешнего и внутреннего бытия субъекта уже получили ответы, где все проблемы определенным образом уже решены.

Актуальное мировоззрение не задает новых вопросов, а предполагает ответы на все возможные вопросы. Это скорее система имеющих некоторую предпосылку уже проверенных убеждений, а не активно разворачивающаяся система поиска новых содержаний.

Исходя из всего выше сказанного мировоззрение можно определить как духовно-практический способ общественного самосознания и самоопределения человека в мире, всегда реализуемый в конкретном мироотношении. (1, 37)

 

2.ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

 

В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.
(4, 23)

Миропонимание - понятийный аспект мировоззрения, система обобщенных знаний о природе, обществе, месте человека в мире. Мировоззрение включает умение пользоваться этими знаниями для познания и преобразования мира, убежденность в истинности их как инструмента деятельности, основные идеалы, принципы и готовность к реализации и защите убеждений и идеалов. (6, 43-57)

В составе мировоззрения выделяют несколько уровней обобщенности идей. К самому высокому относят те из них, которые составляют содержание философской системы бытия.

Следующий уровень - знания, составляющие основы естественно - научной картины мира и социальной картины общества и его развития.

В мировоззрение входит также и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено нередко задается примерами из реальной жизни или из мира, создаваемого искусством и литературой.

Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его "Я", определяют жизненные позиции. (5,76)

Мировоззрение всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворенность или неудовлетворенность реальностью. Мировоззренчески важные аспекты действительности могут рассматриваться личностью с чувством радости, стыда, тревоги. Восприятие ожидаемого будущего может быть оптимистичным, пессимистичным или даже трагичным.

Каковы критерии оценки мировоззрения? Оценка степени истинности мировоззрения, как нам кажется, может быть только субъективной. Целесообразно оценивать мировоззрение с точки зрения его систематичности, широты охвата социальной практики, глубины и всесторонности осмысливания жизни, а также с точки зрения эффективности решения проблем конкретного человека. При этом могут возникать противоречия между различными ценностными характеристиками мировоззрения. Позитивным с точки зрения обывателя является его оптимистическая окраска. Такое положение нельзя абсолютизировать, пессимистичное мировоззрение на конкретном этапе развития общества может наиболее глубоко отражать состояние современной культуры, и таким образом стать стимулом к более глубокому отображению недостатков реальности, сконцентрировать усилия на их преодолении. В истории культуры существовало немало произведений с пессимистичными акцентами, которые внесли довольно значительный вклад в понимание реальности и возможности ее преобразования. Такого рода мировоззрение способствовало выходу общества из кризиса и тем самым стимулировало его развитие. С другой стороны, оптимистическое мировоззрение может быть слабо обоснованным, не раскрывающим реальных проблем, а потому убаюкивающим и дезорганизующим. Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество, различные социальные группы и отдельная личность.

В сфере миропереживания, то есть там, где общепринятые социальные нормы подвергаются личностной интерпретации через непосредственное соотнесение их с индивидуальным жизненным опытом человека и содержится, то есть постоянно воспроизводится в самосознании и модифицируется сообразно изменяющимся условиям, мировоззренческий идеал культуры.

Это понятие служит для раскрытия необходимой связи между мировоззрением как духовно практическим способом утверждения человека в мире и его практическим утверждением в собственной жизнедеятельности (в соответствии с исторически выработанным мировоззренческим идеалом культуры). Оно отражает соотношение определенного уровня развития мировоззрения личности и его образа жизни.

Мировоззренческая культура- это воплощаемое в образе жизни человека .мировоззрение особого качества, мировоззрение, идеально санкционирующее именно культурный образ жизни.

Мировоззренческое сознание личности неоднородно и представляет собой сложную иерархию его слоев, в которой отражается опыт самоопределения человека. Каким образом можно добиться того, чтобы именно то мировоззрение, в котором наиболее адекватно вырабатывается идея культуры, стало мотивационной сферой жизненной активности индивида?

 

    1. СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

Получения одних мировоззренческих знаний недостаточно. Одно дело, что человек знает о мире и о человеке в нем, другое - чем он руководствуется в реальных жизненных поступках, что является детерминантами его поведения, какие знания превратились в убеждения, определяет образ его жизни. Здесь возникает еще одна важная проблема, связанная с выяснением координации сознательных и подсознательных уровней мотивационной сферы поведения личности.

Отличительной чертой личности, обладающей мировоззренческой культурой, является то, что сам факт наличия указанного феномена она делает объектом осмысления с целью волевого устранения нежелательного действия устаревших мировоззренческих архетипов, контроля над ними.

Поскольку содержательное наполнение ценностной иерархии происходит через усвоение культурных норм общества, то первым этапом культурного становления индивида следует считать его социализацию как усвоение культурного потенциала общества. В обладающем определенным мировоззрением социализированном индивиде находит воплощение нормативно-санкционирующая функция культурного общества. Поскольку социальная действительность всегда противоречит окружающему ее с позиций должного идеалу, то перед личностью со сформированными еще в юности ценностями и идеалами с неизбежностью возникает проблема переоценки ценностей. Это связано с началом самой жизни личности. Если раньше ее активность направлялась главным образом извне - родители, воспитатели, учителя, группа ближайшего воздействия, то теперь человек встает перед необходимостью самостоятельного принятия решений, активного выбора жизненной позиции, стиля поведения и образа жизни. (7, 98-100).

Вступающая в самостоятельную жизнь личность, сообразуя мировоззренческий идеал должного образа жизни, в котором вся действительность представлена "монологично” (с точки зрения этого класса и той социальной и культурной группы, в которой формировалась личность), сталкивается с проблемой соотнесения этого идеала с конкурирующими ценностными ориентациями и выбор наиболее приемлемого для себя образа жизни. Ставить и решать подобные проблемы могут лишь те индивиды, у которых в процессе социализации была сформирована установка на активное самосознание, на мировоззренческую рефлексию. Формирование такой способности к активному самоопределению связано со встречным по отношению к социализации процессу индивидуализации, результатом которой выступает личная индивидуальность.

В современных условиях можно говорить о мировоззренческой культуре только личности со сформированной индивидуальностью. Индивидуальность предполагает самобытный и творческий подход к собственному бытию, критический взгляд на общепринятые суждения о мире и месте человека в нем. Человек же с неразвитой индивидуальностью находится под давлением внешних, чуждых и поэтому непонятных ему сил, которые полностью определяют его самосознание и детерминируют его поведение. Таким образом, миропонимание и мироотношение индивида с неразвитой индивидуальностью ограничивается содержанием культурных нормативов и очевидностей личного опыта. (1, 45-53) Мировоззрение отдельной личности, социальной группы, определенного общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию.

Развитие мировоззрения подразумевает усвоение человеком таких смыслов и ценностей, установок и аспираций, которые актуально могут быть не задействованы в его самосознании, являясь, тем не менее, существенной частью переживаемого им бытийственного самоопределения. Становление мировоззрения - это усвоение таких мировоззренческих ответов, вопросы к которым индивид мог никогда себе сознательно не задавать. (1, 56-59)

Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта, или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.(5, 379-385)

Мировоззрение человека нередко базируется на его непосредственном жизненном опыте. На разных этапах развития культуры возможности получения информации, конечно, различны, и все же существует некоторая обыденная жизнь и обыденное сознание, в рамках которого может формироваться мировоззрение. Такое мировоззрение всегда характеризуется недостаточной систематичностью, эклектичностью. Оно содержит в себе фрагменты разрозненных, недостаточно обоснованных знаний, элементы философии и мифологии. У человека, мировоззрение которого сформировалось главным образом на базе обыденной жизни, возникает много трудностей с объяснением окружающего его мира, и часто он не только дает неадекватные ответы на возникающие перед ним вопросы мировоззренческого характера, но даже не в состоянии ответить на них вообще. Мировоззрение такого рода функционирует в обществе как многовариантное. Оно сильно зависит от изменений, происходящих в общественном сознании, от слухов, расхожих мнений, от уровня культуры субъекта, его социального положения. Оно может быть как религиозным, так и нерелигиозным. Его содержание существенно меняется в зависимости от условий жизни человека. (5, 234-236)

 

 

3.2 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

 

Процесс воспитания ставит своей целью развитие гармоничной личности. Воспитание содержит в себе процесс социализации. Социализация является необходимой основой последующего жизнестроения личности. Сформированная в результате социализации ценностная иерархия, в том числе и воплощающий высшие ценности идеал, и составляет первоначальное содержание мировоззрения личности, с которой она вступает в самостоятельную жизнь. Помимо социализации мировоззрение школьника формирует воспитательная деятельность учителя, и, в частности, классного руководителя. Ярко выраженный акцент советской школы на социальное в воспитании привел к воспроизводству недостаточно творческой личности. Один из возможных путей преодоления противоречий между личным и общественным предлагает нам идея ценностного воспитания. Знания, труд, природа, человек, мир, прекрасное - основные жизненные ценности. Воспитательная деятельность в современной школе должна приобщать человека к этим ценностям, формируя основы мировоззрения.

Практика мировоззренческого воспитания показывает, что сведение мировоззренческого воспитания к ознакомлению воспитуемых с уже готовыми знаниями (мировоззренческими идеями, научными законами) с целью их превращения в убеждения людей, не дает должных результатов. Готовые ответы на неактуальные для личности мировоззренческие вопросы (а не возникающий естественным образом в их индивидуальном опыте) никак не затрагивают основ уже сформированного у личности мировоззрения. Как преодолеть это препятствие? В рамках школьного воспитания в некоторой мере вопрос решается индивидуализацией, учетом своеобразия личности. Н. Е. Щуркова в книге “Вы стали классным руководителем” показывает необходимость установления личных контактов с учеником (“через слово, жест, просьбу, взгляд, задание, совместные действия”) и изучения хода развития личности каждого ученика (7, 68-69). Изучение школьников позволяет классному руководителю спроектировать систему воздействий, отвечающих уровню развития именно этого ученика, учитывающих его возможности, способности и задатки. Личностный подход учителя к ученику включает:

Воспитывающая деятельность в школе традиционно включает в себя общественно полезную, познавательную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую деятельность, а также свободное общение.

Творческая лаборатория классного руководителя складывается из жизненного опыта учителя и его профессиональных навыков. Чем богаче и содержательнее жизненный опыт, тем вероятнее успех воспитательной деятельности, направленной на формирование мировоззрения ученика. Мировоззренческое воспитание требует от педагога определенной методологической подготовки. Методы формирования сознания (мировоззрения) личности - преимущественно методы словесного воздействия. Это беседы, лекции. В зарубежной школе широко практикуется метод диспута, дискуссии. Этот метод формирования оценок, суждения основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности и гибкости. Для участия в диспуте мало только высказать свою точку зрения. Надо обнаружить слабые и сильные стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, подтверждающие ошибочность одной и достоверность другой точки зрения. Крайне важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали жизненно важную для школьников проблему, по-настоящему волновали их, звали к открытому искреннему разговору. Только в этом случае диспут будет иметь воспитывающее действие. Назначение диспутов - создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.

Мировоззренческие знания играют существенную роль в творческой лаборатории учителя. Необходимо постоянно расширять собственные творческие знания, культивировать философское восприятие мира, упражняя свой ум в объяснении мира, общества, познания, человека. В этом отношении влияние личности учителя на детей трудно переоценить.

Мировоззрение формируется как отражение и выражение всего богатства взаимоотношений личности и мира. Отношения эти начинаются с первых моментов сознательного существования индивида - в семье, и продолжаются в школе. Они запечатлеваются во всегда уникально складывающемся жизненном опыте человека, и именно этот опыт становится фундаментом для всех последующих рефлексивных форм самоопределения и познания бытия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Азархин А.В Мировоззрение и эстетическое развитие личности. Киев, Наукова Думка,1990.

2. Ильченко В.Р. Формирование естественно - научного миропонимания школьников. Москва, Просвещение, 1993.

3. Педагогическая энциклопедия, т. 1. Москва, Просвещение, 1993.

4. Педагогика, 1994 №3

5. Шубинский В.С. Философское образование в средней школе, Москва, Педагогика, 1991.

6. Шуртаков К.П. Мировоззрение и его формирование. Издательство казанского университета, 1989.

7. Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. М. Издательство педагогика, 1986.

 

 



Hosted by uCoz