СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. ОБРАЗОВАНИЕ г.САМАРЫ. МЕСТО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ........................................................................................................................ 3

II. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ г.САМАРЫ      11

III.КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ г.САМАРЫ................................................................................... 15

IV. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................................... 23

1. Типологическая и видовая самоидентификация учреждений дополнительного образования детей города.................................................................................................................................. 23

2. Оптимизация внутрисистемных связей.......................................................................... 27

3. Развитие взаимодействия в социуме............................................................................... 31

4. Система обеспечения развития дополнительного образования детей города........... 35

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.......................... 40

 


 

Самара - один из крупнейших городов Поволжья, исторические корни которого определились в 1586 году. В прошлом это был тихий провинциальный город ремесленников и купцов, но к началу нашего столетия стал важным торговым и транспортным центром России.

Сегодня, как и многие города и регионы России, Самара переживает период серьезных реформ, экономической, социально - политической неустойчивости, денежного дефицита, но активного поиска реальных путей сохранения и развития своего технического и интеллектуального потенциала.

В Уставе города Самары, определяющем жизнедеятельность граждан, указано, что "жители в совокупности составляют городское сообщество (городскую общину)", т.е. коллективный субъект социокультурной деятельности. "Город Самара является муниципальным образованием — городским поселением, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления" (гл.2, статья 2.1).

Закон констатирует право, но человек не сразу, не автоматически идентифицируется с окружающим миром, его изменениями. Современная ситуация характеризуется множеством противоречий, разрушенных связей в общественной жизни. Разрывом между формами культуры и экономическими условиями, потребностями и перспективами развития, между формальными социально-политическими организациями и неформальными движениями, разрушением связей между поколениями, людьми, живущими в одном городе.

Исторической миссией образования всегда было формирование общества, человеческого сообщества. Образование во все времена было своеобразным механизмом связывания общности людей и способа их жизни, воссоздания общественного единства людей. Подрастающие поколения средствами образования включались в уже существующую социально-культурную общность людей и становились носителями определенного образа мыслей, поведения, жизни.

Поэтому, выполняя свое историческое предназначение, образование Самары должно стремиться воссоздать на базе новых нравственных отношений подлинное единство людей, живущих на одной территории, жизненно связанных друг с другом. Образование – средство и способ создания самостоятельного, самодостаточного, осознающего себя и свое будущее культурного сообщества.

Одна из главных проектных задач регионального образования, в том числе и дополнительного образования детей г. Самары, – формирование подрастающего поколения самарцев, которым предстоит жить в XXI веке, через развитие индивидуальных способностей каждого и становление гражданских качеств личности, на базе интеграции социокультурного пространства города.

I. ОБРАЗОВАНИЕ г.САМАРЫ

МЕСТО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Самара считается наиболее благополучным городом по развитию системы образования. По данным экспертным исследованиям Всемирного банка, Самара – один из самых привлекательных городов России с точки зрения эффективности привлечения инвестиций в образование. Из ста лучших российских школ 10 находится в Самаре, а наиболее перспективными вузами считаются Самарский аэрокосмический, технический и гуманитарный университет.

Но достигнутый уровень в образовании не может оставаться постоянной величиной, опираясь только на опыт прошлого. Глобализация экономики, революция информационных технологий, ускорение научно – технического прогресса порождают массу проблем, причем не только экономических и социальных, но и культурных, психологических. Наш мир становится более неустойчивым и изменчивым.

Образование на рубеже XX - XXI веков испытывая на себе влияние всех катаклизмов социальной и политической среды, само находится на "линии разрыва" между старыми стереотипами мышления и деятельности в новых условиях производства и рынка. Образование хронически опаздывает, не успевает за ритмом жизненных изменений. Сегодня обществу нужны люди самостоятельные, способные приспосабливаться к постоянным переменам и без конца решать все новые и новые проблемы. Каждый человек, включенный в общественное взаимодействие, сталкивается с необходимостью постоянного активного самостоятельного выбора:

-            жизненных целей;

-            стратегии и способов достижения таких целей;

-            выбора приоритетов при соотнесении своих целей, способов и личностных ценностей с целями, способами и ценностями других.

Изучению этой ситуации и способности решать ее посвящен ряд социологических исследований молодежи Самары и Самарской области. Исследования показали, что рыночная система по-прежнему представляется большинству самарской молодежи потенциально опасным экономическим и социальным механизмом, способным ухудшить существующее материальное положение. У молодых людей, даже благополучных в экономическом отношении, сохраняется высокая степень пессимизма.

Процесс адаптации молодежи новым условиям, проявляющийся в возрастании чувства личной ответственности за свое положение и будущее, происходит очень дифференцированно. Наименее успешно адаптируется к новым экономическим условиям учащаяся молодежь. Чувство зависимости от внешних обстоятельств у них довлеет по сравнению с уверенностью в собственных силах.

Значительная доля учащихся переносит ответственность за свое положение на родителей, внешние обстоятельства и пр. На выбор профессии большое влияние оказывают престижные моменты, мнение родителей, сила инерции. Выражение самостоятельности в этом вопросе в значительной степени имеет декларативный характер.

Это значит, что образование города Самары, являясь ведущим и определяющим началом социализации, главным инструментом социокультурной преемственности поколений, должно отрабатывать такие образовательные технологии, которые бы стимулировали развитие индивидуальной способности человека приспосабливаться, а точнее — способности к социальной интеграции к грядущим изменениям. Главная задача образования состоит в том, чтобы не только помочь каждому развить свои способности, уметь выбрать собственную позицию, цель и средства самоосуществления, но и отвечать за свой выбор.

В настоящее время, в системе образования Самары сохраняется традиционная структура всех ступеней образования от детского сада до вуза с постоянно развивающимся многообразием видов образовательных учреждений общего, среднего, профессионального и дополнительного образования.

В Самаре сегодня 186 общеобразовательных учреждений, среди которых 5 гимназий – фундаментального образования, музыкально-математическая, гуманитарно-языковая, международная языковая гимназия и гимназия «Перспектива», работающая по технологии «Школы Завтрашнего дня» Д.Ховарда; разные по специализации лицеи — аэрокосмический, экономический, медицинский, медико-технический, технический, лицей философии планетарного гуманизма; муниципальный комплекс непрерывного образования «Университет Наяновой».

Большинство специализированных школ — это школы с углубленным изучением предметов художественно — эстетического цикла или иностранного языка. Реализуют модель непрерывного образования "Детский сад — школа"   4 учебно-воспитательных комплекса. Модель "Школа — ВУЗ" распространена в виде профильных классов в старшем звене школы.

Открыты 36 образовательных учреждений, получивших статус "школа — лаборатория". В основе их деятельности — научные проекты, интересные творческие идеи. Вот некоторые из них:

-          "Образовательное пространство культуры" (Школа №13);

-          "Формирование системы развивающего обучения на основе технологии инициирования мыслительных операций школьников" (Школа №15);

-          "Эколого-валеологическое образование и воспитание школьников; формирование потребности в здоровом образе жизни" (Школа № 43);

-          "Формирование и развитие национального компонента самосознания участников образовательного процесса" (ЦВР Кировского района);

-          "Развитие личности ребенка средствами медиаобразования" (Школа № 64).

-          "Одаренный ребенок" (Школа № 10);

-          "Возрождение русских традиций" (Школа № 54);

-          "Школа здорового ребенка" (Школа № 118) и др.

Утверждает себя и система негосударственных школ (их сегодня 10), которые ведут обучение по государственным или авторским программам, существуя как "школы полного дня".

В целях сохранения единого образовательного пространства города и придания ему новых импульсов развития принята Концепция развития системы образования г.Самары на конец XX — начало XXI века "Город — интегрированная образовательная среда развития личности" и целевая комплексная программа «Дети Самары».

Основными направлениями развития системы образования в Самаре являются

-          формирование адаптивного образовательного пространства, в котором происходит становление и развитие личности;

-          формирование условий социализации личности в новых общественно - экономических условиях;

-          формирование системы управления реализацией концепции на основе единого информационного пространства (матричное управление, мониторинг развития).


Но какие бы инновационные преобразования и внутренние перестройки не происходили в школе, вся ее деятельность корректируется обязанностью выполнения социального и государственного заказа по воспроизводству общественной жизнедеятельности, лучших культурно-исторических традиций, нормами социализации и воспитания личности. Система образования города должна обеспечить и гарантировать всем своим гражданам равные права на образование, получение профессии.

В концепции развития системы образования г.Самары отмечена и такая самостоятельная структура, как дополнительное внутришкольное и внешкольное образование — сфера творческого развития учащихся. Концепция определяет следующие функции дополнительного образования:

-          оптимальная реализация интеллектуального и эмоционального потенциала личности;

-          компенсаторная, содержание которой состоит "в том, что достижение успехов в каком-либо виде деятельности придает уверенности в своих силах, является стимулом для испытания себя в другом виде деятельности";

-          помощь в получении профессии.

Особо выделяется то, что дополнительное образование является "питательной средой для нового образовательного стандарта, поднимая его на более высокий уровень, соответствующий изменяющимся требованиям личности и общества".

Согласно основному замыслу концепции, интеграция основного образования, трудовой деятельности учащихся и дополнительного образования, как равноправных компонентов единого процесса социализации подрастающего поколения в новых социокультурных условиях, составят образовательное пространство непрерывного развития личности. В организационном плане это означает синхронизацию деятельности дополнительных и базовых образовательных учреждений.

При этом школа обеспечивает базисный и региональный компоненты учебного плана, а вариативная часть реализуется полностью или частично вне рамок школы, т.е. является полем свободного выбора не только школы, но и самого учащегося и его семьи.

Безусловно, образование всегда выполняло и будет выполнять в обществе функцию воспроизведения, сохранения социальной организации, обеспечивая целенаправленную профессионализацию в единстве с "плавной" социализацией подрастающего поколения.

Вместе с тем, образование исторически выполняет и другую функцию в обществе. Оно обеспечивает ему будущее через подготовку подрастающего поколения к инновационной деятельности, неосвоенным сегодня функциям, к принятию смелых, нетривиальных решений.

В этом плане образование становится всеобщим фактором развития личности, рождения и развертывания в жизнедеятельности его индивидуальности, способности к культурному самоопределению и, в глобальном плане, образование сохраняет и развивает культурные и цивилизационные формы жизни через освоение индивидом различных механизмов социокультурной деятельности.

Поэтому, прогнозируя и составляя программу развития системы образования г.Самары как целостной, открытой и подлинно интегрированной образовательной среды развития личности, стоит отказаться от позиции простого перенесения на дополнительное образование детей задач снятия ограничений школьного обучения, вытекающей из его логики, организации, содержания социального воспроизводства.

Дополнительное образование детей города не может быть только линейным "дополнительным компонентом" к обязательному стандарту школы, добавляющим свой результат к общей оценке уровня обученности и воспитанности учащихся.

Дополнительное образование детей — самостоятельная образовательная структура в системе общего образования, самоценный тип образования. Сущностным показателем данного типа образования являются выработанные и накопленные педагогические технологии саморазвития, самореализации, самоактивизации человека. Этот опыт принципиально необходим для развития полноценности и полноты системы общего образования, становления адаптивной образовательной среды развития личности.

Дополнительное образование персонифицирует образовательную деятельность, придавая ей личностный смысл.

Вместе с общеобразовательными школами учреждения дополнительного образования детей составляют в регионе разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного пространства страны. Отсюда вытекает ориентированность дополнительного образования на

-          динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути;

-          стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

-          активное и деятельное усвоение содержание образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

-          обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку им тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

-          новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладению специализированными языками наук в малых группах юных исследователей;

-          преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания ребят и развития всего многообразия форм жизнедеятельности". (Аналитическая записка, рассмотренная коллегией Министерства образования РФ 25 мая 1994г.)

Функции дополнительного образования

1.                 Главная, интегрирующая все другие — функция обеспечения педагогическими средствами естественного, свободного процесса становления личности.

2.                 Развивающая — через освоение ребенком культуры, ее ценностей и определения себя в культуре. Это означает, что в обучении и учении (индивидуальной познавательной деятельности) каждый учащийся овладевает способностью строить свои различные типы деятельности, способы мышления и стили поведения, при учете соответствующих норм и на основе рефлексии. Другими словами, чтобы чему-то научиться, важно не только усвоить, накопить в своей памяти какой-то объем информации, умения и навыки, но и необходимо овладеть средствами, способами мышления и действия, использовать, производить их в своей жизни. В этом состоит смысл культуры личности.

3.                 Профориентация, профессиональное самоопределение, стимулирование занятости подрастающих поколений. Осуществление данной функции выдвигает требования к содержанию и методике программ не только профессионально-прикладной направленности, но и ко многим другим, не имеющим прямого выхода на овладение обучаемыми конкретными профессиональными навыками или специальностью. Главное — создание среды мотивационного выбора и серьезной пробы своей профессиональной занятости, социальной роли, предоставление исходных условий, определяющих ответственный и осознанный поиск личностной карьеры, самоорганизацию.

4.                 Последняя функция дополнительного образования — поддержки "экологии детства", защиты растущего человека в поиске смысла жизни, своего места в ней, снятия напряженности перед неопределенностью, неустойчивостью окружающего мира. Чаще всего ее называют психотерапевтической, реабилитационной.

Выполнение данной функции связано

-            со специализированными психологическими программами по диагностике, коррекции и реабилитации личностного развития;

-            с участием психолога в разработке и экспертизе образовательных программ, методик и технологий в качестве тьютора;

-            с программами клубов по интересам, творческих лабораторий, студий, отделов игры, ансамблей, театров и прочих форм организации досуга, расширяющих круг общения, привлекающих детей своей эмоциональной выразительностью, яркостью, динамичностью.

Оставаясь вне возрастных цензов, жесткой обязательности программных требований, заданных временных рамок и темпа учебного процесса, стандартизированных результатов, дополнительное образование создает перспективы для работы с разновозрастными объединениями, с социально незащищенными детьми, молодежью "группы риска", детей с родителями, стирая "разрывы" между поколениями, снимая конфликтность непонимания, образуя жизнеспособные общности людей.

Система образования совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий (Закон РФ "Об образовании").

Сегодня место дополнительного образования детей в системе образования города можно представить в виде следующей схемы:


 



II. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ г.САМАРЫ

Учреждения дополнительного образования детей города преемники и продолжатели традиций и культуры внешкольных детских учреждений.

В 1996 году завершился первый этап преобразования этих учреждений внешкольной работы в учреждения дополнительного образования детей. Этот этап в Российской программе развития образования был назван проектировочным, поскольку в это время формировалась нормативная база, осуществлялась ревизия содержания и образовательных технологий, проходила всесторонняя адаптация к новым обстоятельствам и параметрам образовательной деятельности.

С 1997 года начался второй этап развития системы дополнительного образования детей — технологический, связанный с освоением и коррекцией нормативно-правовой и программно-методической базы дополнительного образования.

Дополнительное образование детей г.Самары имеет бесспорные успехи и достижения в своей практической работе. (Информационная аналитическая справка, см.Приложение №1)

Достигнутая устойчивость функционирования учреждений дополнительного образования детей города и разнообразие результативности их деятельности не снимает ряд трудностей, проблем, преодоление которых дает импульс развитию.

Анализ состояния дополнительного образования детей города позволяет сформулировать следующие проблемы:

1.      Видовое многообразие учреждений дополнительного образования детей имеет часто внешний характер, несоответствующий целевой направленности, содержанию реализуемых образовательных программ, их ресурсному обеспечению. Данное несоответствие определило трудности учреждений в оформлении адекватного своей деятельности устава и лицензии, других нормативно - управленческих документов.

2.      Сокращение учреждений технического творчества из-за высокой затратности образовательной деятельности, переориентация их на другие направления. Для учреждений технического творчества характерна инерция в использовании старого программно-методического потенциала своей деятельности, не соответствующего современным запросам детей и социума.

3.      Все сильнее ощущается отставание в направлении компьютеризации и развитии информационных технологий в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей, что не только существенно снижает степень профессионального и социального самоопределения детей, но и не дает возможность педагогам использовать преимущества новых технологий, мультимедийных обучающих программ.

4.      Сохранение достаточно сильной традиции в специализации внешкольных учреждений на художественно-эстетической форме занятости детей. Данная ситуация не только "искусственно" сокращает вариативность образования, но и сужает возможность выбора интересного для себя занятия у подростков и старшеклассников.

Проблемой стала и перенасыщенность педагогическими кадрами художественно-эстетического направления, т.к. их подготовкой занимаются 2 высших и 3 средних специальных учебных заведения.

5.      Преобладает стихийность в организации и содержании деятельности клубов по месту жительства, обусловленная неразработанностью нормативных документов, определяющих их статус в системе дополнительного образования детей, несовершенством их программно-методического обеспечения.

6.      В районах города за последние годы развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования, моделируются новые виды учреждений. Но часто управленческие решения принимаются без изучения спроса на образовательные услуги, учета места и роли образовательного учреждения в системе районного муниципального образования. Управленческие решения отделов образования не всегда обеспечивают сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования района. При сохранении внимания к поддержке высокого качества работы по традиционным профилям отсутствует осознанная позиция на наиболее полное и оперативное удовлетворение образовательных запросов населения, на перенос центра тяжести в работе районных учреждений дополнительного образования на научно-методическое и информационное обеспечение деятельности филиалов и учреждений общего образования, на повышение квалификации и компетентности кадров, на интеграцию с районными учреждениями социальной сферы и общественностью.

7.      Сегодня большинство учреждений дополнительного образования города предоставляют услуги, исходя из собственных возможностей, без учета реальных потребностей, интересов и мотивов потребителей этих услуг — детей, их родителей, с одной стороны, без предложений, опережающих сегодняшний набор индивидуальных стереотипов потребностей и интересов, с другой. Не освоен по причинам объективного и субъективного порядка механизм маркетинговой деятельности в учреждениях дополнительного образования, моделирующий личностные запросы, исходя из перспектив социального заказа общества в целом.

8.      Нет в достаточном количестве кадров, владеющих спецификой содержания дополнительного образования детей, специалистов-психологов, умеющих работать с разными категориями детей, и в то же время способных работать вместе с педагогом по его образовательной программе. (Отчет социологического исследования, см. Приложение 2)

Выделенные проблемы состояния дополнительного образования детей города Самары являются локальными по своему содержанию и масштабу, поэтому их разрешение связано с рационализацией, обновлением отдельных участков или конкретного комплекса элементов организации деятельности учреждений.

Решение локальных проблемных ситуаций и частичные изменения могут привести только к временному, неустойчивому результату, не гарантирующему снятие причин новых проблем функционирования и развития учреждений дополнительного образования детей в условиях постоянных социально-экономических, политических, демографических и других изменений общества.

Для перехода от тактики внешних, ситуативных изменений к грамотному управлению развитием важно выделить глубинные основания, в рамках которых возникли проблемы, и сформулировать конструктивный способ их решения.

Таковыми основаниями локальных проблем состояния дополнительного образования детей города являются:

1.      Отсутствие опыта самоуправления в новых социально-экономических и политических обстоятельствах, объективно затрудняющее определение оптимальной структуры управления дополнительным образованием города.

2.      Низкая структурность системы дополнительного образования (ведомственная разобщенность и фрагментарное взаимодействие между учреждениями, большое число самостоятельных учреждений с малоэффективным результатом образовательной деятельности, неоптимальная структура системной организации самих учреждений, отсутствие программ сотрудничества и механизма координации, отсутствие единого информационного поля).

3.      Доминанта инерции и консерватизма деятельности учреждений дополнительного образования в социуме (неориентированность на динамику социального заказа, отсутствие системы диагностик изменяющихся интересов детей и потребностей городского социума; образовательная деятельность учреждений не обеспечивает непрерывности и преемственности образования как по вертикали, так и по горизонтали, отсутствие критериев и методик анализа результативности и качества дополнительного образования детей, низкий уровень экспертной оценки программ).

4.      Стихийность формирования кадрового потенциала всех уровней деятельности учреждений дополнительного образования детей и соответствующего направления деятельности школ (отсутствие системы постоянной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и руководителей подразделений, программного управления).

Обобщая выделенные основания, можно заключить, что главная проблема — отсутствие в практике дополнительного образования детей города совокупности основных, содержательных и формальных принципов системы.

Следовательно, путь решения проблем  системное самоопределение дополнительного образования детей г.Самары через механизм целевого управления развитием.

Системное самоопределение — процесс и результат построения реально действующей образовательной сферы (системы развивающегося дополнительного образования детей) во взаимосвязи с другими

Целевое управление развитием — планирование будущего не как гипотетическое конструирование "идеального образа", а как проектирование целостной системы действий с четкими, понятными для всех, результатами, сбалансированными по условиям и ресурсному обеспечению.

Проектирование — способ инновационной деятельности, использующий схему "пошагового" осуществления программы развития системы дополнительного образования  детей  города от общего замысла к программированию деятельности (конкретному выбору способов и средств действия), от него — к конструированию или реконструированию объектов и процессов с постоянной рефлексией и корректировкой эффективности выполненного "шага".

Проектирование подразумевает согласованные действия в организационных, структурных, педагогических и программных аспектах деятельности, направленные на реформирование дополнительного образования детей в контексте социокультурных преобразований города Самары.

Принципы подхода к проектированию:

-          разработка программы под регионального носителя (конкретного заказчика) и вместе с ним, с учетом направлений целевой комплексной программы Администрации города Самары «Дети Самары»;

-          построение продуктивного сотрудничества и кооперации между представителями различных сфер (не только образовательных);

-          формирование в городе полипрофессионального и поливозрастного сообщества субъектов системы дополнительного образования детей, способного к совместной деятельности и, одновременно, к созданию своей индивидуальной программы деятельности и развития;

-          принятие всеми принципиальных положений и приоритетных идей концепции дополнительного образования детей;

-          признание программы развития в качестве нормативной модели совместной деятельности субъектов дополнительного образования детей города, определяющей стратегическую цель развития системы, состав и структуру действия перехода от настоящего состояния к будущему.

Качество проектирования целостной системы действий напрямую зависит от выбора и признания всеми единых концептуальных основ, ценностей и ведущих идей дополнительного образования детей.

III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ г.САМАРЫ

Вся деятельность образовательных учреждений и в том числе учреждений дополнительного образования детей опосредована основными принципами государственной образовательной политики России, закрепленных Законом РФ "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, другими нормативными документами, современными теориями развития личности, становления ее творческой индивидуальности и способности к жизненному самоопределению.

Методологическую основу развития образования сегодня определяет складывающаяся современная концепция общего образования. Ее отличительными особенностями является:

-          обязательность образования только на определенной ступени;

-          отказ от принудительного образования на старших ступенях и от принудительного распределения учащихся по каналам получения среднего образования;

-          переход от долга к идее права - обучение является не долгом, а правом, которое предоставляется каждому ребенку обществом и в интересах самого ребенка;

-          отказ от функций идеологического присмотра;

-          замена функций социального присмотра функцией социальной защиты и поддержки учеников;

-          рассмотрение социального заказа как совокупность запросов в сфере образования со стороны многих социальных институтов, образование рассматривается не как инструмент достижения однородности общества, а как инструмент развития индивидуальности личности, поэтому реализуется принцип разных условий обучения для разных учащихся.

С развитием и усложнением общественной жизни изменяется подход к определению содержания целей и результатов общего образования, которые должен достигнуть каждый обучающийся, чтобы быть готовым к решению проблем самостоятельной жизни. Образование становится фактором развития способности человека к самостоятельному целеполаганию и способности реализации поставленных целей.

Такие изменения убеждают, что будущее  за системами непрерывного образования (но не за непрерывным обучением!), расширяющими возможности компетентного выбора личностью жизненного пути, стимулирующими ее индивидуальное саморазвитие, самоопределение.

Организация непрерывности в системе образования означает:

-          создание особого, управляемого образовательного пространства, оптимально сочетающего обязательные (базовые) и неформальные структуры, позволяющие повысить мобильность, доступность образования для каждого, предоставить каждому возможности реализации собственной системы получения образования, права свободного выбора, гарантируя педагогическую и психологическую поддержку личности, семьи, сообщества;

-          создание динамичной системы связей и взаимодействий между качественным разнообразием учреждений, видов и форм образовательной деятельности, структурами социализации личности, применяемых педагогических технологий, условий адекватных природосообразным и культуросообразньм способностям человека;

-          утверждение многоуровневого целостного образованиястановления личности с результатом, который не выражается в стандартизированном, количественном наборе знаний и профессиональных умений и навыков, а проявляется как развитость способностей системного характера и высокой степени их продуктивности.

Содержательный и организационный аспекты системы непрерывного образования взаимосвязаны и взаимозависимы. Оформленное образовательное пространство задает тон содержанию и технологиям образования личности, ее самореализации и самоопределению на рефлексивной основе. В то же время, вне содержательной сущности непрерывного образования как многоуровневого целостного процесса самоопределения личности, практическая реализация непрерывности сведется к простому конструированию последовательности ступеней образования на любом субъективно выбранном основании, "отчужденному" набору ступеней обучения, по которым человек вынужден мигрировать, изменяя свой социальный статус. Дополнение существующих звеньев новыми (магистратурой, прогимназией, лицеями или занятиями в студиях, спортивных секциях, курсах и пр.), без качественного изменения их содержания и форм на основе открытости, интеграции, гибкости, вариативности и гуманизации не внесет в практику образования подлинной непрерывности.

Наиболее важным принципом социальной организации и управления непрерывным образованием является вариативность — признание объективного многообразия образования как системы инновационных технологий и реализация этого многообразия в действительности. Вариативность — разработка многообразных образовательных программ, образовательных модулей, дифференцированных по содержанию, уровню в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и интересов детей. Вариативность обеспечивает свободу выбора индивидуального маршрута образования.

Дополнительное образование детей — необходимая и неотъемлемая часть непрерывного вариативного образования, которую уже сегодня можно характеризовать как

сложившуюся структуру образования, ориентированную на дальнейшее развитие жизненных деятельностно-коммуникативных умений детей, выведение их на высокий уровень компетентности в принятии обоснованных решений, в контроле над жизненными проблемами, на самосознание детей, их выбор образа жизни, самоудовлетворенность и ощущение радости жизни;

зону перспективного развития каждого человека, семьи, образовательного учреждения, образовательной системы в целом;

уникальное образовательное сообщество, где все участники - равноправные субъекты, реализующие свое сущностное право на свободный выбор, на свободное определение своего "Я", где доминируют уважение к разнообразию и ценности индивида, неформальность ценностей и смыслов совместной деятельности и творчества;

социокультурную технологию, интегрирующую педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующую индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной деятельности, поведении, общении.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей города Самары всем многообразным спектром предоставляемых образовательных услуг создают реальный вариативный уровень образования, позволяющий для каждого ребенка выбрать особый индивидуальный путь развития, реализовать творческий потенциал, естественную потребность в персонализации, в социальном и профессиональном самоопределении.

Приоритетные идеи деятельности учреждений дополнительного

образования детей

1. Признание сущностного права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, неотъемлемого права на свободу выбора.

Ориентация на приоритет свободного выбора предоставляет ребенку и педагогу возможность выбора образовательной программы, индивидуального маршрута на уровне содержания, методики, опыта, сложности, конечного результата для удовлетворения своих интересов, потребностей, реализации собственного жизненного предназначения, осуществления своих целей, развития способностей, творческой самореализации. Свобода, автономность и ответственность участников образовательного процесса являются отправными точками всего педагогического процесса. И дети, и каждый ребенок, и педагог свободны, независимы, ответственны в деле самоосуществления собственной личности. Это означает

-          признание свободы как человеческой потребности. Человек (ученик, педагог, группа) может и не иметь потребности в образовании, обучении или самовоспитании. В организации и технологии образования - обучения и воспитания - появление этой потребности надо определить, утвердить и развить. Свобода на этом уровне выступает в виде "хочу " знать, общаться, играть и др. Ощущение возможности удовлетворить свои потребности дает индивиду чувство свободы;

-          свобода как возможность творческого самовоплощения человека в деятельности, в проявлении своей индивидуальности. Человек никогда не может остановиться в своем развитии только на функции исполнителя чужих замыслов и воли. Он рано или позже захочет решать задачи по-своему, в соответствии со своими индивидуальными способностями и своим выбором. В этом плане свобода есть свободная творческая реализация;

-          свобода предполагает осознание и признание свободы других людей, равной его. Это означает для человека признание нравственного, культурного, правового законов общества и следование им (моральный закон в себе) как долгу, как выражению "надо".

 

2. Признание индивидуальности каждого человека

Общепризнанно и не требует доказательств неповторимое, уникальное своеобразие личности каждого человека. Индивидуальность человека основывается на природных факторах, наследственных задатках и одновременно развертывается и пополняется в процессе социализации, саморазвития, самореализации, сознательного самовоспитания. Если индивидуальность закрепляется и устойчиво проявляется в деятельности человека, его образе жизни, то можно говорить об индивидуальном стиле деятельности, мастере как личностном образовании, стиле жизни.

В образовании раскрытие индивидуальности, максимального развития ее в каждом человеке через создание оптимальных условий — главная задача. Приверженность ценности индивидуального развития означает не просто учет конкретных индивидуальных свойств человека с последующим усложненным конструированием совместного общения и деятельности, а признание интегральной индивидуальности, закрепляющей приверженность педагога к индивидуальному развитию ребенка как цели и общечеловеческим ценностям как основным координатам образования. В таком случае, индивидуализация это совместная деятельность педагога и ученика по развитию того общего, особенного, единичного, неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте. Воспроизведение данного процесса в программе и есть технологический ее аспект предполагающий:

-            создание социокультурной среды для максимально свободной реализации заданной природой качеств (физических, умственных, эмоциональных, психических и др.) каждому индивиду. Это должна быть социокультурная среда развития, своя "лестница" или "беговая дорожка" изменения через освоение форм жизнедеятельности, без сравнения с другими и оценки в этом сравнении;

-            организацию индивидуально-ориентированной помощи детям в реализации первичных базовых потребностей — эмоционального, многообразного общения не только со сверстниками, но и со взрослыми в освоении рационального содержания человеческой жизни через естественные, доступные формы деятельности (игру, труд, познание). Без этого невозможно рождение своего "Я" и утверждение человеческого достоинства.

-            активное участие педагога в автономном духовном самостроительстве человека в творческом его самовоплощении. Это предполагает не просто учет потребности индивида проявить себя как некую исключительность, но и "выращивание" в человеке представления о своей продолженности в других людях, благодаря чему он выступает перед самим собой и в общественной жизни как личность. Такое качество в человеке называется способностью к самоактуализации, способностью жить, работать, общаться в гармонии с самим собой и окружающими людьми.

 

3. Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместной продуктивно разделенной деятельности

Прежде всего, - это отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям добровольного содействия, творческого соучастия в едином процессе поисково-разработческой деятельностной, живой коммуникации, где дети вместе со взрослыми становятся проектировщиками и реализаторами своих же замыслов. В такой организации деятельности все участники совершенствуют имеющиеся способности и приобретают новые. Дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня индивидуального и коллективного развития (человеческой общности).

Такое сотрудничество в разновозрастных группах еще более эффективно, позволяет развиваться всем: от младших до старших, включая педагога, снимая психологические барьеры неуверенности у одних, амбиции у других, предполагая проявление терпения, внимательности, корректности, ответственности. Именно такая атмосфера эмоционально-психологического комфорта, неформального общения, свободного проявления себя в реальной, настоящей работе наиболее благоприятна для развития комплекса способностей мышления, деятельности, рефлексии у каждого, приобретение ими опыта социального самоопределения.

 

4. Результатом дополнительного образования детей определяется процесс положительных изменений в развитии личности, имеющей формы актуальных и потенциальных новообразований.

Выпускник учреждения дополнительного образования личность, владеющая механизмом социокультурной деятельности и ценностей.

Выпускник — личность, реализовавшая свой целевой выбор в

-          области деятельности или знания (направление программы);

-          уровне освоения (образованность);

-          мотивах (степень готовности к деятельности, развитость интересов);

-          ценностных ориентациях (глубина, иерархия устремлений, выраженная в поведении), через приобретение собственного опыта культурной деятельности.

Миссия дополнительного образования детей:

-          подготовить детей и подростков к тому, чтобы они могли выбрать себе профессию, осознанно определить свою жизненную позицию, приобрести способность к ценностно-ориентационной деятельности и коммуникативного выбора;

-          дать возможность обучающимся освоить потребность в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности

-          через предоставление среды активной самореализации в творческой деятельности.

Предложенные концептуальные идеи, ценности, определение миссии являются фундаментом для оптимального сочетания традиций, прошлого опыта деятельности с процессом системного преобразования дополнительного образования детей города Самары.

Следовательно, цель городской программы развития дополнительного образования детей — построение системы дополнительного образования детей, адекватно закрепляющей миссию дополнительного образования в целостной образовательной среде города.

Общий замысел программы развития — проектирование целостной системы развивающегося дополнительного образования детей города, направленной на становление индивидуальных способностей самоопределения и саморазвития личности.

Гипотеза программы развития — дополнительное образование детей города Самары станет целостной развивающейся системой, обеспечивающей становление индивидуальных способностей социального, культурного, профессионального, жизненного самоопределения и саморазвития личности, если реализуется ведущий тип взаимодействия субъектов образования — интеграция.

Интеграция есть

-          средство обновления номенклатуры и содержания образовательных программ, создающих среду личностного непрерывного образования по формуле "от познавательной потребности, к интересу, от интереса к склонности, от склонности к осознанному призванию";

-          условие включения механизмов саморазвития учреждений, позволяющих им увеличить разнообразие внешней социальной и внутренней педагогической среды выбора личностью индивидуальных путей, способов и средств развития;

-          процесс включения дополнительного образования детей в единую образовательную среду города, обеспечивающий этой среде необходимую связанность, целостность. Показателем развития должна становиться интенсивность координационных и кооперационных связей.

Для реализации стратегической цели программы развития системы дополнительного образования детей города важно сконцентрировать все усилия и ресурсы на взаимосвязанных направлениях проектной деятельности (задачах программы развития):


IV. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Типологическая и видовая самоидентификация учреждений дополнительного образования детей города

"Образовательное учреждение дополнительного образования детей тип образовательного учреждения, основное предназначение которого развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

-            обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

-            адаптация их к жизни в обществе;

-            формирование общей культуры;

-            организация содержательного досуга."

(Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановление Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 212)

Образовательное учреждение относится к типу «учреждение дополнительного образования» детей в случае, если:

-в его деятельности учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурных традиций;

-в нем ведется массовая и методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, мастерства педагогических работников;

-оно оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной работы, а также детским и юношеским объединениям.

Пройдя процедуру регистрации и получив соответствующую лицензию, учреждение получает данный типологический статус.

Учреждения дополнительного образования детей в г.Самаре имеют самые разные модификации, отличающиеся рядом специфических особенностей на качественном уровне и характеризуеются различными объемными показателями. Часто увеличение специфических, индивидуальных признаков в содержании и направлениях деятельности учреждения приводит к потере главного типологического качества.

При этом нередко возникает прямое несоответствие между организацией практической деятельности и названием учреждения. Подобная ситуация не только дезориентирует "заказчиков" на дополнительное образование, но и самих участников образовательного процесса (педагогов и детей), дискредитирует, в случае отсутствия "планируемых" результатов, деятельность всего коллектива учреждения.

Вид образовательного учреждения должен обладать всеми сущностными характеристиками типа образовательного учреждения (но не наоборот), выражая их на практике в форме конкретной организации процесса педагогического взаимодействия.

Основой деятельности учреждений дополнительного образования детей является образовательная деятельность и главный ее интегрирующий показатель — цель (ожидаемый результат). Учреждения, имеющие основными иные виды деятельности не могут быть отнесены к данному типу образовательных учреждений.

Для системного определения дополнительного образования детей в Самаре следует провести уровневую дифференциацию учреждений на единой нормативной базе (Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования детей) и оформить нормативно закрепленный (Положение о виде учреждения) перечень видов учреждений. (Временное положение о видах учреждения дополнительного образования, см. Приложение 3.)

Номенклатура видов учреждений дополнительного образования детей города должна проводиться методом сравнительного анализа индивидуально-конкретных форм, вычленения сущностных показателей, их иерархического структурирования и синтеза на основе типовой принадлежности.

Определение специфических особенностей вида учреждения дополнительного образования детей опирается на общие основания дифференциации:

-уровень и приоритет целей и задач;

-количество направлений деятельности и образования; степень их интегрированности;

-приоритет и соотношение направлений деятельности;

-            особенности организации образовательного процесса: принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года), наличие ступеней образования, структура объединения, наличие органа самоуправления;

-система учета и контроля результатов и достижений;

-уровень образовательных результатов;

-обеспечение образовательного процесса: нормативное, программное, кадровое, методическое.

С учетом нормативных принципов организации деятельности детских образовательных учреждений, общих оснований их дифференциации и опыта современной практики управления, можно предложить следующие развернутые определения основных видов учреждений дополнительного образования детей:

Центр — многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы мотивационного развития личности, ее самореализации, социокультурного и профессионального самоопределения по нескольким видам или (и) образовательным областям;

самодостаточное учреждение дополнительного образования с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.);

учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или (и) углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть Театр, Студия, Мастерская, Станция, Клуб, Школа, Музей и пр.

Школа — это такой вид образовательного учреждения, который сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие прошедших экспертизу и лицензирование образовательных программ и учебного плана; устойчивого спроса на предлагаемые образовательные услуги; обязательной системы оценивания успешности обучения с выдачей итогового документа с особыми атрибутами и символами, преемственность между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.

Клуб — вид учреждения, в котором реализуются программы дополнительного образования, направленные на удовлетворение потребности детей и педагогов в общении, связанном с художественными, спортивными, техническими, научными и прочими интересами, а так же в целях организации отдыха и досуга.

Главные принципы клуба — добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой). Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Но в то же время состав клуба не отличается обязательным постоянством. Скорее обратное — клуб является временным, неустойчивым объединением для большинства и только для единиц-энтузиастов, выполняющих роль лидеров, постоянным местом личностного самоутверждения, развития или привлекательного досуга.

Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие и др.); по степени организованности (официальные и неформальные).

В дополнительном образовании клуб становится видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации.

Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т.д.) как общение в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы, ценность мышления и т.д.

Поэтому результатом деятельности клуба, можно считать овладение детьми способами, приемами, техникой мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба — быть средой формирования культуры свободного времени подростков, здорового образа жизни.

Только после этого видового определения учреждений города можно выстраивать связи, взаимодействия между учреждениями — субъектами системы дополнительного образования детей, перейти к управлению как к системе профессионального сотрудничества и организационной культуры.

2. Оптимизация внутрисистемных связей

Реальным субъектом системы дополнительного образования города выступает прежде всего отдельное образовательное учреждение, реализующее свою образовательную программу (образовательные программы).

Учреждение, как особая образовательная модель, создает условия развития детей, выстраивает культурное окружение и среду общения, моделирует тип своей жизнедеятельности, который особым образом влияет на образование детей, каждого отдельного ребенка, на их интересы, мышление, способности, а также изменяет саму педагогическую деятельность, меняет процессы  взаимодействия педагога и ребенка, педагога и детей, делая эту образовательную систему уникальной, неповторимой, со своей собственной логикой развития.

У каждого учреждения дополнительного образования Самары есть свои традиции, опыт, своя культура и менталитет, которые по-своему воздействуют на качество его организационной культуры степенью выражения своей целостности, его отношением к дополнительному образованию детей района и города.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей осуществляют функции:

-анализ и прогноз изменений социума, образовательных потребностей, социального заказа на образование;

-формулирование системы ценностей учреждения;

-разработка и реализация образовательных программ, учебного плана («плана образования»);

-развитие образовательной среды и организационной культуры учреждения;

-разработка и реализация концепции и программы развития образовательного учреждения;

-формулировка общих целей образовательного учреждения (образовательного учреждения или программа деятельности);

-организация системы самоанализа и самооценки (рефлексии) своей деятельности;

-организация учета, структурирования по группам и объединениям детского контингента учреждения, их движения (перехода) по годам реализации образовательной программы, определение форм и способов диагностики результатов (промежуточных и итоговых) освоения программ учреждения,

-осуществление рекламы образовательных услуг;

-организация повышения квалификации кадров, их поиска, аттестации, социальной защиты;

-разработка и освоения новшеств;

-организация многоканального финансирования образовательного учреждения, оказания дополнительных платных услуг, предпринимательской деятельности;

-организация подготовки учреждения к лицензированию, аттестации и др.

В практике современного управления учреждением дополнительного образования заметным признаком качества его организационной культуры стало создание программ развития учреждения. Процесс разработки программ стимулирует необходимость серьезного, научно-методического оснащения своей деятельности, проведения экспертной оценки.

Не менее важно то, что этот процесс усилил значение активной коллективной работы в точном определении своих целей, системы ценностей своего учреждения, своей образовательной концепции, которые:

-            констатируют факт адаптации и управляемого взаимодействия с системой дополнительного образования детей города и структурами системы общего образования;

-            раскрывают возможности активного воздействия на окружающую действительность в соответствии со своей миссией, собственным потенциалом, предлагаемой моделью совместной деятельности;

-            демонстрируют внутреннюю готовность, "зрелость" — психологическую, программно — методическую, организационную и пр. к интеграции с другими субъектами образования города.

Для системы дополнительного образования детей важно не только организационное, содержательное и управленческое самоопределение каждого, учреждения, но и

-          утверждение структуры взаимодействия между учреждениями,

-          разграничение компетенций управления.

В структуре внутренних взаимодействий и связей выделяются следующие уровни учреждений: городские, районные и базовые учреждения дополнительного образования детей. Особую роль в организации взаимодействия, его содержательного наполнения выполняют городские и базовые учреждения.

Городское учреждение дополнительного образования детей многопрофильное или монопрофильное учреждение, располагающее дополнительными возможностями (кадры, программы, технологии, помещения и пр., лицензии) для реализации функций выходящих за пределы основной образовательной деятельности и способствующих развитию системы дополнительного образования города.

Городские учреждения решают, помимо образовательной деятельности, следующие задачи:

- организация экспериментальной работы, имеющей ценность для всей системы дополнительного образования города;

- разработка и реализация комплексных программ, открытых для других, (не только образовательных) учреждений и организаций города;

- создание творческих мастерских и стажерских площадок для педагогов дополнительного образования, общеобразовательных учреждений;

- реализация педагогических инноваций, имеющих значение не только для развития учреждения, но и системы в целом;

- организует временные профильные смены для детей в период каникул.

В целях повышения результативности деятельности учреждений дополнительного образования детей в структуре их взаимодействия выделяются отношения с ведущим (базовым) учреждением по определенному направлению образовательной деятельности, располагающим всеми возможностями для реализации функций координации, консультирования и обучения педагогов из других учреждений, информационного и программно-методического сопровождения, создания временных научно-исследовательских и творческих коллективов, организации пространства непрерывного образования детей.

Базовое учреждение дополнительного образования детей — учреждение, располагающее дополнительными возможностями для реализации функций, выходящих за пределы образовательной деятельности и способствующих развитию системы дополнительного образования детей района по определенному направлению образовательной или социально-педагогической деятельности.

Базовое учреждение решает следующие дополнительные задачи:

-          организация экспериментальной работы по одному или нескольким направлениям в рамках программы развития системы дополнительного образования детей района;

-          разработка и реализация комплексных интегрированных программ дополнительного образования, открытых для участия любых образовательных учреждений района;

-          создание стажерских площадок и творческих мастерских для руководителей и педагогов других профильных учреждений дополнительного образования детей района;

-          обоснование приоритетных направлений развития районной системы дополнительного образования детей, разработка ее нормативно-правовой базы, программно-методического обеспечения;

-          создание временных творческих или научно-исследовательских коллективов с целью осмысления и принятия решения по развитию системы дополнительного образования района;

-          реализация педагогических инициатив, имеющих значение для развития учреждения и районной системы дополнительного образования детей.

3. Развитие взаимодействия в социуме.

Системное самоопределение дополнительного образования детей города не является изолированным, самодостаточным процессом.

Развитие предполагает взаимодействие с окружающей средой, социумом и активное конструирование видов взаимодействия, повышающих целостность и организованность системы.

Одновременно с сохранением традиционных связей (обмен информацией, «разделение труда», ситуативное сотрудничество и пр.) дополнительного образования с учреждениями и организациями окружающего социума предполагается увеличение объема и интенсивности отношений продуктивной координации и кооперации на организационном, программно-методическом, педагогическом и управленческом уровнях.

Через эти виды взаимодействия субъектов образования и социума города осуществляются процессы интеграции — объединения, взаимодополнения, устойчивого содержательного сотрудничества в практической реализации целостности среды образования личности города Самары.

1. Традиционная схема последовательного, ступенчатого взаимодействия разноуровневых программ, соответствующих возрастному изменению детей (Школа раннего развития, комплекс детсад — школа — ВУЗ, Школа раннего развития — Школа «Росток» (интенсивное включение дополнительного образовательного компонента в школе) — «Перспектива» (ранняя профилизация, профориентация подростков) — программы организации развивающего образования (совокупность развивающих образовательных пространств, образовательных институтов и процессов).

2. Интегрированные образовательные курсы, межпредметные образовательные области, позволяющие утверждать на практике инновационные педагогические технологии образования личности.

3. Вариативный компонент в базовом образовании (факультативы, спец.курсы, альтернативные программы) — программы мотивации индивидуального саморазвития. Это могут быть программы:

-          сотрудничества, взаимного продуктивного обмена квалифицированным педагогическим и программным потенциалом учреждений. Посредством такой кооперации создается возможность расширения рамок стандарта образования, превышения его требований;

-          работы с одаренными детьми или детьми с иными особенностями физического или психического развития;

-          очно-заочного обучения детей, выбравших путь нетрадиционного самообразования.

Кроме этого, программы дополнительного, образования в школе позволяют следующее:

1) Создать общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон усвоения содержания стандарта общего образования;

2) Предметно ориентировать его в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической, физкультурно-оздоровительной), содействуя определению жизненных планов, включая и предпрофессиональную ориентацию.

3) Решать задачи гуманизации всей жизни школы, выравнивая стартовые возможности каждого ученика, содействуя выбору индивидуальной образовательной "траектории", обеспечивая ребенку "ситуацию успеха", способствуя самореализации личности ученика и педагога.

Дополнительное образование детей — это сфера обновления содержания базового образования на широкой культурологической основе. Культурологический подход определяет утверждение в практике обучения и воспитания единство гуманитарного и естественнонаучного знания, преодолевая мозаичность восприятия мира, позволяет посредством специальных целевых программ (темы) создать единое культурное пространство школы (система деятельности), объединяющее в одно целое деятельность учителей-предметников (циклы занятий, кружки, творческие мастерские), классных руководителей и организаторов (клубы, театр, досуг, праздники), детей, их родителей, открытое для творческого сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, музеями, библиотеками и др. учреждениями культуры.

4. Комплексные объединения с выделенной доминантой направления образовательной деятельности (специализации), методики обучения и его организации, многофункционального взаимодействия с окружающей социокультурной средой (спортивная школа, кадетская школа, хореографическая школа, театральная студия, музыкально-эстетическая школа) — программы профессионального самоопределения и специализации.

5. Кооперация (временная или долгосрочная) полифункциональных Центров дополнительного образования детей, школ и поливозрастных неформальных объединений (клуб) способствует не только целевой организации досуговой деятельности молодежи и подростков городского района в соответствии с их запросами, но и утверждению социально позитивных общностей, поведенческих и коммуникативных ориентиров. Такие программы социальной адаптации позволяют

-обеспечить образовательную поддержку всех слоев населения;

-непосредственно удовлетворять индивидуальные образовательные запросы и потребности, предоставив доступные условия самореализации, раскрытия внутреннего потенциала, включения в новые виды жизнедеятельности;

-осуществлять неформализованными средствами образования профилактику социально-негативных явлений;

-расширять работу по поддержке социально-незащищенных групп населения,

-решать задачи просвещения, духовного возрождения, культурного развития, организации массовых мероприятий.

6. Сквозные программы организации и координации деятельности города, области, региона, направлены не только на интересы образования, но, главное, на восстановление, сохранение, развитие культуры, менталитета социума. В качестве предложения можно сформулировать темы, принципиально важные для города: «История. Этнос. Культура», «Образование и занятость молодежи», «Образование и профессия», «Социальная адаптация детей и молодежи», «Досуг», «Здоровый образ жизни и образование» и др.

7. Целевые программы педагогической поддержки, ориентированные на решение жизненных проблем детей, социальной защиты детей, детства и создающие реальное социально-образовательное пространство жизнедеятельности каждого ребенка, помогая ему в индивидуальном развитии. Эти программы демонстрируют, сегодня инновационный, способ гармонизации в образовании разнонаправленных процессов социализации и индивидуализации личности, смысловым сосредоточием которого выделена проблема ребенка.

Проектирование программ педагогической поддержки может осуществляется

-на уровне системы образования города или района как ее самостоятельная подсистема (с обязательной разработкой программы подготовки и переподготовки кадров, создание службы информационно-методического обеспечения, консультирования, координации и пр.);

-на уровне типовой школы (любого образовательного учреждения) с необходимой разработкой конкретных механизмов соединения процессов обучения, воспитания, педагогической поддержки;

-на уровне учреждения дополнительного образования детей, как специальной модели психологической поддержки.

В систему педагогической помощи и поддержки включается психологическая, социальная, медицинская деятельность, но они все интегрируются образовательным учреждением. Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных возможностей, интересов и путей преодоления проблем, жизненных препятствий, мешающих ему сохранить нормальное существование, физическое и психическое здоровье, свое человеческое достоинство, самостоятельный выбор средств достижения желаемых результатов в обучении, общении, образе жизни, обретения себя, самоопределения, самореализации.

Реализация программ педагогической поддержки зависит не только от уровня квалификации педагогического коллектива учреждения, их профессионального и гуманистического стремления достичь поставленных целей, но и от грамотной организации управленческой деятельности. Такие учреждения, выполняя специальные дифференцированные функции в решении трудностей и перспектив жизни и деятельности детей, планируя свою деятельность «от ребенка» имеют и более сложную структурную организацию управления, в которую входит Совет директора и консультантов, педагогические команды педагогов, психологов, валеологов, социальных педагогов, врачей, индивидуальных опекунов-тьюторов, планы и программы деятельности которых также конкретно-индивидуализированы «ребенком».

8. Продуктивное партнерство образовательных моделей (школы и учреждений дополнительного образования детей) в единой системе микрокультурного пространства (района города, части района, обладающего своей спецификой, особыми традициями) — культурологические программы.

4. Система обеспечения развития дополнительного образования детей города


Выделенные направления программного взаимодействия учреждений образования, их отдельных структур и педагогических коллективов позволяют обозначить значения консультационного, экспертного и методического обеспечения для развития компетентности их деятельности.

 

 


Одним из основных направлений проектной деятельности является кадровое обеспечение реализации программы развития системы дополнительного образования.


В городе предстоит сформировать многоуровневую и вариативную систему переподготовки кадров дополнительного образования.

Результатом организации новой системы переподготовки станет создание учебно-стажерских центров, как мобильной, гибкой структуры, обеспечивающей сочетание теоретической и практической подготовки с творческой, инновационной деятельностью педагогов дополнительного образования, отвечающей профессиональным, научным интересам педагогов.

Городской уровень повышения квалификации обеспечит подготовку кадров дополнительного образования к научно-исследовательской, экспериментальной деятельности. Это будет осуществляться Центром развития образования, городскими, базовыми УДО по направлениям деятельности.

Кроме того, предлагаемая система повышения квалификации позволит получить новое качество подготовки работников УДО по психологии, педагогикие и, что особенно актуально, по новым педагогическим технологиям.

Реализация концептуальных основ программы развития системы дополнительного образования детей в г.Самаре. и современные требования, предъявляемые к системе образования диктуют необходимость структуры управления образованием.


 


Реализация программы развития образования детей не может осуществляться только через использование уже существующих структур и элементов образовательного пространства.

Целевое управление развитием предусматривает создание системы информационного обеспечения управления — мониторинга.

Мониторинг включает:

-            организацию сбора, анализа, систематизации и хранения информации;

-            выявление проблем функционирования учреждений, отдельных структур системы дополнительного образования;

-            разработку, адекватное распространение информации для принятия эффективных управленческих решений;

Для современного и результативного управленческого воздействия на процессы развития системы дополнительного образования детей, корректировки направлений проектирования информация должна включать данные о

-          реализуемых образовательных программах учреждений, основных экспериментально-исследовательских направлениях, инновационных проектах;

-          сети учреждений дополнительного образования (виды, количество, динамика развития, результаты деятельности);

-          достижениях обучающихся, потенциале их индивидуального развития, изменении их потребностей, интересов, запросов;

-          кадрах учреждений, их квалификации, достаточности в обеспечении образовательного процесса.

-          Перспективных программах развития системы дополнительного образования города (социально-педагогических, психолого-педагогических, организационно-педагогических).

Полнота и своевременность включения данной информации на всех этапах управления (прогнозирования, регулирования и планирования действий, оценки и контроля) позволит реализовать в максимальной степени специфику дополнительного образования детей. В системе образования г.Самары и развития ее на основе концепции «Город — интегрированная среда развития личности».

Соответственно функции городской службы мониторинга (Центр развития образования) распространяются и по отношению к системе дополнительного образования детей.


 

Ожидаемый результат.

1.      Рационализация системы дополнительного образования детей в современных реалиях жизни города, региона страны.

2.      Достижение соответствия сети учреждений дополнительного образования нормативно-правовой базе.

3.      Сохранение и развитие диверсификации дополнительных образовательных услуг в рамках города.

4.      Обеспечение качества деятельности системы дополнительного образования на основе изучения, учета, прогнозирования изменяющихся индивидуальных и общественных интересов, запросов, через формирование организационной культуры учреждений.

5.      Реализация собственных проектов и подпрограмм в целевых программах администрации г.Самары.

6.      Закрепление нового содержания управления на основе создания структуры его информационного обеспечения (мониторинга);

7.      Организация системы переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров учреждений дополнительного образования детей.


5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

 

 



Hosted by uCoz