О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ СОЦИОАДАПТАЦИОННЫХ

 

ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ

 

Г.В.Акопов, И.Н.Веревкина, С.А.Пиявский

 

 

Психическое здоровье - это актуальная проблема как взрослого, так и детского населения нашей планеты в настоящее время.

Один из основных вопросов медицинской психологии о том, как влияют психические состояния на соматические процессы. В медицине в связи с этим появилось психосоматическое направление.

Перед медиками, психологами, педагогами вырастает задача : как сохранить здоровье людей, не ограничивая интеллектуальное творчество, не сдерживая научно-технического процесса. Хотя известно, что в 1990-е годы в России ознаменовались бурным ростом числа учебных заведений с программами повышенного образовательного уровня - лицеев, гимназий, школ с лицейскими и гимназическими классами. В учебном плане этих школ на 2-6 часов в неделю увеличивается время, отводимое на профилирующие предметы. Суммарная учебная нагрузка седьмых-одиннадцатых классов в таких школах высока и составляет 7-10 часов в день. Стало нормой наличие профилированных классов, начиная с первого, пяти-семи уроков.

Расширение объема и усложнение материала требует, не смотря на способности и интерес учащихся, больше времени и на выполнение домашних заданий. В этих условиях стало массовым явлением, необъяснимое с психолого-педагогической точки зрения, снижение интеллектуального творчества.

Сотрудники Московского НИИ педиатрии и детской хирургии связывают это явление с нервным напряжением или истощением, что в свою очередь сопровождается вегетативным дисбалансом, причем по сочетанию или доминированию тех или иных симптомов можно с большой долей вероятности говорить о состоянии напряжения или истощения. В связи с этим ими разрабатывается направление - динамическое изучение и наблюдение вегетосоматического статуса у учащихся с высокими способностями к интеллектуальному творчеству.

В Самаре, вот уже третий год функционирует программа “Кадровый потенциал”, куда привлечены лучшие ученые Самарских ВУЗов, которые руководят исследовательскими работами школьников 10-11 классов города и области.

Это дополнительная серьезная внешкольная нагрузка, с которой большинство ребят все-таки справляется.

Чтобы уберечь детей от перенапряжения и истощения, чувства разочарования, обратить внимание научных руководителей и родителей на психологические особенности молодого человека с тем, чтобы максимально их учесть в работе, был разработан С.А.Пиявским, Г.В.Акоповым, И.Н.Веревкиной и В.И.Афанасьевой в Самарской областной лаборатории компьютерного творчества учащихся 1997 года комплекс психологической и социоадаптационной диагностики ПАВА. Он позволяет в течение 90 минут измерить более 50 показателей психологического состояния и социоадаптационного статуса личности, путем компьютерной обработки получить значительную информацию , полезную для организации эффективной развивающей деятельности.

ПАВА включает 4 известных и хорошо зарекомендованных себя психологических теста :

- тест креативности Гилфорда;

- тест на оценку и переживание времени;

- цветовой тест отношений;

- НАND - тест,

а также оригинальную компьютерную обработку результатов.

Психологический комплекс ПАВА был использован в 1998 году в работе с 50-ю участниками - школьниками 10 классов Самарской городской программы “Кадровый потенциал”, четырьмя больными муковисцедозом на базе !-й городской детской больницы, с 57-ю учащимися 10-х классов гимназии № 11.

В тесте на креативность предлагается 3 рисунка, допускающих различные интерпретации для каждого рисунка.

Подсчитываются : общее количество выборов по всем рисункам за отведенное время, учитывается нестандартность интерпретации (за это дается двойной балл).

Тест на оценку и переживание времени проводился следующим образом : каждому испытуемому давалась карточка, указанная в приложении № 2.

В тесте “Индивидуальное время” школьнику предлагался вначале тренировочный вариант : всем закрыть глаза, как только исследователь стукнет карандашом по столу попытаться определить количество секунд, которое пройдет до того момента, когда исследователь ударит второй раз карандашом по столу (можно использовать колокольчик - что и делается в нашем случае). Для этого этапа отводится 10 секунд. Но испытуемые об этом не знают. Их поочередно опрашивают, просят назвать время в секундах в предложенный интервал, как они его почувствовали..

Потом когда каждый ответил, называют время, которое было отпущено, т.е. 10 секунд. Это и был тренировочный вариант.

Другой этап проходит аналогично, только испытуемые не опрашиваются в конце и им не говорится, какое количество секунд прошло. Но второй этап занимает 40 секунд. Это знает исследователь, а школьников просит занести свои ответы в соответствующую графу - индивидуальное время.

В тесте “Переживание времени” предлагается 10 шкал. На каждой школе есть два полюса, которые разделены семью баллами. Испытуемого просят отметить на каждой шкале свое ощущение времени кружком. На каждом полюсе противоположные по значению характеристики. По каждой шкале подсчитывается количество баллов слева направо и заносится в таблицу.

Цветовой тест отношений Эткинда применялся в кратком варианте, использовался общепринятый инструментарий фирмы “Иматон”.

Ребятам показывается 8 цветных карточек, наклеенных на белый картон в радиальном порядке. Просят записать свои ассоциации с цветом следующего понятия:

я сам

мой друг

каким я хочу стать

мой научный руководитель

мой отец

мой брат или сестра

мое настроение дома

мое настроение в школе.

Данные заносят в соответствующую таблицу.

Затем к каждому подходил исследователь и определял ранговую ранжировку, предлагал 8 карточек неречисленных выше цветов. Из них нужно выбрать цвет, который больше всех нравится и записать его, из оставшихся цветов опять выбрать тот, который больше других нравится, записать и так до конца. Всего эта процедура занимает около 20 минут.

И последнее обследование - НАND - тест (автор Т.Курбатова), которое занимает от 45 до 60 минут.

Стимульный материал двух также изготовлен фирмой “Иматон”.

Каждому испытуемому предлагалось 10 карточек в определенной последовательности в конкретной фиксированной позиции со следующей инструкцией : “Что, по Вашему мнению, делает эта рука?". Девять карточек со стандартными изображениями кистей рук, десятая карточка пустая. Так как мы проводили обследование в группе, то таких наборов карточек у нас имелось 10.

Десятая, пустая карта предъявлялась с инструкцией : “Сначала представьте какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять”.

При этом необходимо избегать навязывания каких-либо специфических ответов. Карточку разрешается поворачивать и держать при ответе в любой позиции, выбранной обследуемым. Ответы школьники пишут на листочках, где указывают римской цифрой номер карточки и под арабской цифрой идет каждый ответ.

Подсчитывается общее количество ответов, данных обследуемым.

Осуществляется формализация ответов обследуемого через отнесение каждого ответа к одной из четырнадцати оценочных категорий.

Подсчитывается общее количество ответов каждой категории

и заносится в “таблицу". Авторами HAND-теста были предложены следующие оценочные категории :

1. Агрессия (Аgg)

2. Директивность (Dir)

3. Аффектация (Aff)

4. Коммуникация) (Com)

5. Зависимость (Der)

6. Страх (F)

7. Эксгибиционизм (Eх)

8. Калечность (Crip)

9. Описание (Dis)

10.Напряжение (Ten)

11.Активные безличные ответы (Aef)

12.Пассивные безличные ответы (Pas)

13. Галлюцинации (Bas)

14. Отказ от ответа (Fail)

 

 

В процессе подсчета перечисленных характеристик для каждого испытуемого определяется суммарное число положительных (P) и отрицательных (N) факторов, в зависимости от чего он относится к одной из перечисленных в Табл.1 групп.

Таблица 1. Структуризация по ожидаемой успешности

занятий научной деятельностью

NN

п/п

Группа

P

N

1

наиболее благоприятный прогноз успешности исследовательской работы

2 и более

0,1

2

наименее благоприятный прогноз успешности исследовательской работы

0,1

2 и более

3

нейтральный прогноз успешности исследовательской работы

0,1

0,1

4

желательность особой психологической поддержки при привлечении к исследовательской работе

2 и более

2 и более

 

 

 

ТестПАВА не может использоваться для решения о невключении ребенка в исследовательскую деятельность. Возможность попробовать свои силы должна быть предоставлена любому желающему. Результаты тестирования следует использовать для организации дифференцированной развивающей работы с детьми, включенными в выполнение исследовательских работ.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТА ПАВА

 

Ниже представлены сводные результаты применения теста ПАВА для 57 учащихся 10-х классов гимназии 11. Для сравнения приведены аналогичные результаты тестирования 48 участников Самарской городской целевой программы “Кадровый потенциал”, успешно ведущих исследовательскую работу под индивидуальным руководством ученых самарских вузов.

 

Таблица 2. Распределение тестируемых по группам

NN

п/п

Группа

Учащиеся гимназии 11

Участники программы “Кадровый потенциал”

1

наиболее благоприятный прогноз успешности исследовательской работы

63

60

2

наименее благоприятный прогноз успешности исследовательской работы

12

8

3

нейтральный прогноз успешности исследовательской работы

13

17

4

желательность особой психологической поддержки при привлечении к исследовательской работе

12

15

 

Из таблицы видно, что структура учащихся гимназии соответствует структуре наиболее активных учащихся школ города, вовлеченных в исследовательскую деятельность. Это подтверждает высокий творческий потенциал учащихся гимназии, т.к. лишь 12% имеют имеют неблагоприятный прогноз. Это подтверждает нашу принципиальную позицию, что главное - дать желающим благоприятные возможности для реализации проявившегося у низ интереса к исследованиям. В то же время, 12% нуждаются в психологической поддержке своей творческой деятельности. Это подтверждает важность психологической и социоадаптационной работы, которая уже ведется в гимназии и будет еще более усиливаться.

 

 

 

Таблица 3. Структура проявления интегративных качеств

у тестируемых (гимназия 11 / “Кадровый потенциал)

NN

п/п

Интегративные критерии

положи-тельные факторы (%)

отрица-тельные факторы (%)

1

Креативность

28

19

9

8

2

Переживание времени

10

19

10

6

3

Отношение к окружающему миру

35

31

5

10

4

Уровень благополучия

35

37

26

10

5

Агрессивность

31

31

19

50

6

Дезадаптация

67

42

0

0

7

Уход от реальности

10

19

7

4

8

Психопатология

44

27

16

23

Видно, что в сравнении с участниками программы “Кадровый потенциал” ученики гимназии имеют повышенную креативность, существенно лучше адаптированы к действительности и обладают значительно лучшими характеристиками по проявлениям психопаталогии. В то же время, несмотря на безусловно лучшие материальные условия, они оценивают уровень своего благополучия ниже, чем участники программы “Кадровый потенциал”. Это свидетельствует о высоком уровне притязаний материального плана.

 

 

 

 

Таблица 3. Структура отношения к действительности

у тестируемых (гимназия 11 / “Кадровый потенциал)

 

 

NN

п/п

Отношение к различным компонентам действительности

положи-тельные факторы (%)

отрица-тельные факторы (%)

1

Я сам

60

67

7

2

2

Мой друг

28

25

24

21

3

Каким стану

50

62

10

6

4

Отношение к науке

32

32

26

7

5

Мой отец

33

36

18

21

6

Моя мать

31

44

16

14

7

Настроение дома

31

35

17

19

8

Настроение в школе

33

29

16

21

 

 

Изучая представленные данные, следует отметить лестное для гимназии обстоятельство, что настроение в школе у ее учеников лучше, чем у участников программы “Кадровый потенциал” и даже лучше, чем дома ( у участников программы – наоборот). В то же время отрицательно настроены в отношении занятий наукой 26% против 7% у участников программы (что естественно). Настороженность вызывает более низкая оценка матери (31% положительных ответов против 44% у участников программы). Отмечается также сравнительно заниженная самооценка ( 50% против 62%). Она объясняется более высоким мнением о себе участников городской программы “Кадровый потенциал”, однако у учащихся гимназии есть все основания для столь же высокой самооценки. Возможно, пониженная самооценка объясняется более высоким уровнем требований в учебе.

РЕКОМЕНДАЦИИ

    1. Активно вовлекать учащихся гимназии в различные виды творческой деятельности с тем, чтобы максимально реализовать их творческий потенциал.
    2. Обеспечить индивидуальное психологическое сопровождение творческой деятельности учащихся.
    3. Нацелить воспитательную работу с учащимися на повышение самооценки и уровня притязаний.
    4. Привлечь внимание школьных психологов к выявленному фактору отклонений в отношениях с матерью и провести необходимые коррекционные мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Ф.И.О. .

Что это такое ?

1)

2)

3)

……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Что это такое ?

1)

2)

3)

………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Что это такое ?

1)

2)

3)

……………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Фамилия ______________Имя ___________Дата рождения_______________

 

Класс Дата обследования Психолог

 

Тест “Индивидуальное время” ________секунд

Тест “Переживание времени

 

 

течет медленно х---х---х---х---х---х---х течет быстро

пустое х---х---х---х---х---х---х насыщенное

плавное х---х---х---х---х---х---х скачкообразное

приятное х---х---х---х---х---х---х неприятное

непрерывное х---х---х---х---х---х---х прерывистое

сжатое х---х---х---х---х---х---х растянутое

однообразное х---х---х---х---х---х---х разнообразное

организованноех---х---х---х---х---х---х неорганизованное

цельное х---х---х---х---х---х---х раздробленное

беспредельное х---х---х---х---х---х---х ограниченное

 

 



Hosted by uCoz